Прогностическая компетенция в структуре профессиональных умений будущего педагога

Прогностическая деятельность является ключевой когнитивной способностью человека и играет важную роль в различных сферах, включая педагогику. В образовательном контексте прогнозирование связано с предвосхищением личностного развития обучающихся и проектированием педагогических стратегий. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования прогностической компетенции у будущих педагогов как основы их профессиональной успешности. В исследовании применялся контент-анализ профессиональных стандартов и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для выявления востребованности прогностических умений педагогов. Анализировались трудовые действия, связанные с планированием, проектированием, разработкой образовательных программ и другими формами прогностической деятельности. Также использовался теоретический анализ научных работ по педагогическому прогнозированию. В результате были выделены ключевые категории прогностической деятельности педагогов: организационно-педагогическое прогнозирование, индивидуализированное прогнозирование, социально-педагогическое прогнозирование, управленческое прогнозирование. Наиболее частотными в профессиональных стандартах оказались термины «планирование» и «разработка», что отражает их значимость в педагогической практике. Установлено, что прогностические умения косвенно заложены в универсальных и общепрофессиональных ком- петенциях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, но требуют целенаправленного развития. Результаты подчеркивают необходимость развития прогностической компетенции в период получения образования для эффективного функционирования будущего педагога в условиях неопределенности.
Ключевые слова: прогнозирование, прогностическая компетенция, целеполагание, планирование, проектирование, программирование
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети