Региональный историко-культурный потенциал в контексте современных реалий непрерывного образования учителя

В данной статье представлены результаты исследования, обосновывающие необходимость системного и кардинального обновления научно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Причем как значимого аспекта развития методологии исследования информационно-образовательной среды в контексте современных реалий непрерывного образования педагога. Школа и вуз как важный элемент архитектоники региональной и российской образовательной среды в целом исследуется в данной статье как единое социокультурное образовательное пространство, призванное оказывать содействие в реализации потенциальных способностей личности обучающегося (школьника, студента, молодого специалиста, педагога-наставника). Цель. Миссия Школы в широком понимании этого слова видится авторам в постановке ключевых, методологически обоснованных задач по созданию условий формирования социокультурных и профессиональных ориентаций, системно обновляемых и лежащих в базе ведущих компетенций человека. При этом в решении задач, обогащающих и гуманизирующих потребности личности, её желание и интерес к постоянному развитию и самосовершенствованию, к непрерывному образованию. На исследование этого феномена и направлена данная работа. Методы и материалы исследования. Критический анализ литературных источников по вопросам рекуррентного образования с опорой на региональный историко-культурный потенциал, в базе которого представлены области, составляющие в единстве культуру человечества. Причем теоретическое и практическое осмысление результатов наук (общеобразовательные, технические, специальные, гуманитарные, учебные предметы), в сумме дающих тот фундамент знаний, который позволяет человеку ориентироваться во всей системе производства и воспроизводства ключевых культурных концептов, о которых в свое время заявляли и заявляют отечественные исследователи (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. Г. Асмолов и некоторые другие). Как результат, актуализированы приоритетные концепты — коммуникация, кооперация, интеграция, аксиологизация образования, гуманизация образовательной среды, культурное самоопределение личности и некоторые другие — формирующие философию жизни образованного и культурного человека, выступая в качестве методологической и мировоззренческой основы личности в свете культурно-исторического контекста. В частности, музейного искусства как особого способа познания и преобразования себя и мира, а также как фактора высвобождения и формирования творческого потенциала личности. В заключение сформулированы ряд выводов. Приобщение личности обучающихся к высокой культуре, к национальным культурным ценностям и традициям через родной язык как гуманитарную составляющую позволяет педагогу подойти осознанно к осмыслению и культивированию разнообразных гуманитарных практик. Через предложенные возможные пути и способы реализации поставленных задач в целях повышения эффективности современного образования возможно создание целостного образовательного пространства как главного фактора культурного самоопределения личности.
Ключевые слова: человек, школа, аксиология, историческая миссия, Родина, национальные и культурные традиции, диалог и полилог в социуме и образовании
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети