Женская преподавательская деятельность в школах Западной и Восточной Сибири в конце XIX–начале XX вв.

В статье предпринята попытка освещения причин и временных рамок начала изменения педагогической реальности, выражающегося в том, что преподавание, считавшееся до второй половины XIX в. исключительно мужской профессией, менее чем за два столетия стало ассоциироваться с женской деятельностью вследствие преобладания учителей-женщин среди преподавательского состава. Представлены факторы, оказавшие влияние на утверждение женщин в преподавательской деятельности в школах Западной и Восточной Сибири во второй половине XIX–начале XX вв. Интерес к теме вызван малой степенью изученности. Актуальность работы обусловлена тем, что на региональном уровне проблема развития женского преподавания в учебных заведениях не получила самостоятельного статуса. В настоящее время возрастает внимание к краеведению на различных уровнях, что является отражением осознания значимости изменений, происходивших в провинции, как в общественной, так и в культурной жизни страны. Целью данной работы является исследование процесса активизации преподавательской деятельности женщин в образовательных организациях Западной и Восточной Сибири (выявление основных факторов, оказавших влияние на утверждение женщин в преподавательской деятельности) во второй половине XIX–начале XX вв. При помощи метода сравнительного анализа исторических источников (статистических данных уездов Восточной и Западной Сибири) выявлены данные о количестве учителей-женщин в разные временные промежутки, получены данные о росте удельного веса женщин среди учителей школ. В данной работе выявлены предпосылки, которые способствовали реализации идеи более активного вовлечения женщин в педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, увеличению численности учительниц в Сибири вследствие закрепления права женщины трудиться учителем; обозначены трудности, которые преодолевали учительницы ради профессионального роста и самореализации; отмечено время начала разрушения гендерного стереотипа, который прослеживался ранее и выражался в предпочтении учителей мужского пола при трудоустройстве в школу. Выявлен период возникновения у российских женщин возможности профессионального роста и самореализации в педагогической сфере. Представлены статистические данные разных лет. Освещены причины потребности в росте численности женщин-учителей в сибирских учебных заведениях. Статья содержит информацию о значении привлечения учительниц к работе в школы-передвижки, национальные сибирские школы для нерусского населения (татары, ханты, манси). Сделаны вывод о причинах роста удельного веса женщин среди учителей школ Западной и Восточной Сибири в конце XIX–начале XX вв. Ключевые слова: учительница, профессиональный рост, педагогическая деятельность, образование, школа, Сибирь
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети