Актуальный уровень и перспективы развития профессиональной направленности будущих педагогов

Проблема оценки и развития профессиональной направленности будущих педагогов приобретает особую актуальность в условиях реформирования педагогического образования. При этом статистические данные показывают ее низкий уровень. На основе анализа основных подходов данное понятие рассматривается как интегративное качество личности, проявляющееся как избирательно-позитивное отношение будущих педагогов к профессиональной деятельности; как система представлений о профессии; как готовность к педагогической деятельности. Оценка актуального уровня профессиональной направленности студентов педагогического направления (уровень бакалавриата) предполагает анализ и описание структуры и содержания данного феномена. В связи с этим в статье рассмотрены компоненты профессиональной направленности, ставшие содержательной основой для разработки диагностического инструментария. Результаты диагностического обследования позволяют констатировать, что в целом профессиональная направленность будущих педагогов находится на низком уровне развития. При этом наиболее развит в пределах низкого уровня компонент «отношение к педагогической деятельности», наименее развит компонент «готовность к педагогической деятельности», на среднем уровне — компонент «представления о педагогической деятельности». Результаты исследования позволяют говорить о необходимости организации педагогического сопровождения развития профессиональной направленности будущих педагогов. Педагогическое сопровождение рассматривается как содействие личности будущего педагога в выстраивании конструктивных и продуктивных отношений с образовательной средой вуза. В качестве одного из оснований разработки модели сопровождения в статье предлагаются этапы взаимодействия личности студента с образовательной средой: адаптация, активное взаимодействие, продуктивное взаимодействие. Относительно каждого этапа обозначено ориентировочное содержание педагогического сопровождения и идеальный «продукт» такого взаимодействия. В целом результаты исследования позволяют в перспективе разработать модель педагогического сопровождения развития профессиональной направленности будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональная направленность, компоненты профессиональной направленности, критерии и уровни профессиональной направленности, педагогическое сопровождение развития профессиональной направленности будущих педагогов.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети