Изучение гуманитарных дисциплин в вузе как способ взаимодействия с другими культурами

Настоящая статья посвящена проблеме формирования межкультурной коммуникации и национальной идентичности студентов посредством изучения гуманитарных дисциплин и организации внеучебной деятельности в образовательном пространстве вуза. Прежде чем формировать культурную идентичность в образовательной организации высшего образования, необходимо выявить знания студентов о русской культуре с целью их национальной идентификации и интеграции в другие культуры для эффективной межкультурной коммуникации. Цель исследования состоит в эффективной организации учебной и внеучебной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза для их эффективного взаимодействия с представителями других культур. Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи: выявить знания студентов об особенностях родной культуры для построения эффективного межкультурного диалога, владения межкультурной коммуникативной компетентностью, внедрить в учебный процесс дисциплины, способствующие формированию эффективной межкультурной коммуникации. Материалы и методы. В ходе исследования был проведен опрос студентов 1 курса Новосибирского государственного университета экономики и управления, сделан анализ их ответов. В опросе приняли участие 213 респондентов, которые дали ответ на вопросы: «Знаете ли вы традиции и обычаи русского народа? Сможете рассказать о культурных особенностях своей нации представителям других культур? Считаете ли вы, что межкультурной коммуникации нужно учиться? Считаете ли вы, что необходимо изучать русскую культуру, ее историю? Хотели бы вы, чтобы в учебный план вашей специальности были включены дисциплины «Межкультурные коммуникации» и «История отечественной культуры». Результаты исследования. Анализируя ответы студентов, можно сделать следующие выводы: знания студентов русской культуры поверхностны и отрывисты. Для эффективного общения с представителями других культур, формирования и развития межкультурной коммуникативной компетентности, формирования и развития культурной идентичности, считаем необходимым включение в учебный процесс гуманитарных дисциплин. Заключение. На наш взгляд, формирование культурной идентичности, навыков успешной межкультурной коммуникации важно и для будущей профессиональной деятельности: успешное выполнение профессиональных задач в поликультурной среде, способность к конструктивному общению, отсутствие стрессовых симптомов в процессе поликультурного общения. Кроме введения в учебный процесс дисциплин «Межкультурные коммуникации», «История отечественной культуры» возможна и актуализация внеучебной деятельности в этом направлении: организация и проведение научно-практических конференций, круглых столов, культурных мероприятий.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, культурная идентичность, опрос студентов, гуманитарные дисциплины, внеучебная деятельность, этноцентризм, эмпатия, толерантность
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети