Изучение морфологических норм имен существительных в школеВ статье рассматривается проблема изучения морфологических норм имен существительных путем использования грамматических таблиц и алгоритмов. Данная статья определяет цель исследования — показать оптимальные и эффективные методы и приемы работы при изучении имен существительных, которые способствуют выработке прочных умений и навыков сознательного усвоения морфологических норм и предупреждают грамматические ошибки в устной и письменной речи школьников. Статья призвана решить следующие задачи: 1) показать современному учителю русского языка реализацию деятельностного подхода в обучении в процессе составления грамматических таблиц и алгоритмов на уроке; 2) представить методику структурирования грамматического материала о морфологических нормах имен существительных путем составления грамматических таблиц и алгоритмов. Материалы и методы. Объектом исследования в статье являются морфологические нормы имен существительных, которые рассматриваются путем коллективной и самостоятельной работы на уроке при составлении грамматических таблиц и алгоритмов. В программу исследования входила выработка у школьников прочных и глубоких знаний, умений и навыков о морфологических нормах имен существительных с целью предупреждения грамматических ошибок в устной и письменной речи. В процессе реализации этой методики применялись следующие методы: наблюдение над грамматическим и речевым материалом, частично-поисковый (эвристическая беседа), аналитико-синтетический, самостоятельная работа. Результаты проведенного исследования, основанные на данной методике, показали, что школьники, составляя алгоритмы по грамматическому материалу, осмысленно осознают морфологические нормы имен существительных, не допуская грамматических ошибок в речи. В процессе применения алгоритмов шестиклассники лучше усваивают не только теоретические знания, но и приобретают практические умения и навыки в усвоении морфологических норм в устной и письменной речи. Заключение. Представленная методика составления грамматических алгоритмов при изучении имени существительного имеет практико-ориентированный характер и может быть использована при изучении морфологических норм других частей речи. В процессе работы с алгоритмами реализуется принцип единства теории и практики в обучении русскому языку. В ходе исследования подтверждена методическая целесообразность составления таблиц и алгоритмов, так как школьники успешно овладевают методами и приемами самостоятельной работы, учатся рассматривать полученные знания в единстве, синтезе, в новых связях, что придает процессу обучения целенаправленный характер.
Ключевые слова: алгоритмы, таблицы, грамматические ошибки, морфологические нормы, имя существительное, грамматические признаки, образцы рассуждений
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети | |||||