Роль кумулятивных народных сказок в формировании лексического и грамматического строя речи ребенка

В статье рассматривается влияние кумулятивных сказок на формирование словарного запаса ребенка и усвоение им морфологических категорий и синтаксических конструкций родного языка, обосновывается необходимость знакомства ребенка со сказкой с самого раннего периода — младенчества. Приводится анализ языковой организации сказок «Репка», «Теремок» с точки зрения влияния на формирование речи ребенка в периоды младенчества и раннего детства. Многократное повторение базовых грамматических конструкций «субъект-предикат-объект» с добавлением на каждом этапе нового лексического элемента одной тематической группы и грамматического класса в одной и той же синтаксической позиции способствует усвоению ребенком архетипических грамматических конструкций «кто воздействует на кого» и правил изменения слов, их грамматической валентности и типичной синтаксической позиции. Языковая организация сказки «Теремок» способствует знакомству детей с антонимией, усвоению образцов диалога, значений основных местоимений, числового порядка, конструкций с самоидентификацией и др. Слушание кумулятивных сказок в раннем возрасте обогащает пассивный лексический и грамматический запас ребенка, впоследствии переходящий в его активный запас. Ключевые слова: кумулятивная сказка, раннее детство, формирование речи ребенка
 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети