Сквозь призму истории: особенности формирования образа России в китайском школьном образовании

Проблема формирования образа определенного государства у конкретного социума отражает наиболее важные политические тенденции, и соответственно, выступает значимым элементом системы международных отношений. Цель исследования состоит в определении особенностей и способов формирования образа нашей страны в политической и повседневной культуре Китая посредством содержательных компонентов школьного образования. Это представляется тем более актуальным, что, поскольку в настоящее время политическое и экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой достигло значительных высот, исследование возможностей и инструментов презентации образа одной страны в культуре другой может помочь расширить и укрепить связи между нашими государствами, сделать наше взаимодействие более стабильным и эффективным. Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретического анализа, экспертных оценок, педагогического моделирования, а также анализ и интерпретация педагогической практики, изучение материалов учебной деятельности китайских школьников и учителей. В качестве основного блока материалов исследование обращается к такому инструменту формирования образа определенного государства, как курс всеобщей истории в средней школе. Для этого анализируются базовые образовательные документы, конкретный школьный курс и ряд учебников, из которых последовательно вычленяется информация, связанная с Советским Союзом/Российской Федерацией, анализируется логика их презентации и формирования определенного интеллектуального и эмоционального контекста, влияющего на отношение к нашей стране китайских школьников. Результаты исследования. Исследование показало, что в китайской средней школе нашей стране уделяется достаточно много внимания. Во многих содержательных блоках, посвященных разным историческим эпохам, так или иначе затрагивается место и роль в них нашей страны. Но при этом характерно, что многие аспекты истории СССР/России в китайских трактуются как не очень значимые, ошибочные или же недостаточно последовательные, в основном упор делается на самостоятельности и независимости успехов КНР от каких-либо внешних влияний. То есть наблюдается определенное искажение истории нашей страны через призму политических целей и задач руководства Китая, хотя и не очень существенное.

Ключевые слова: средняя школа, курс всеобщей истории, Китайская Народная Республика, Советский Союз, Российская Федерация, формирование образа государства

читать полностью

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети