Реализация педагогической технологии А. С. Макаренко: принципы организации и правила воспитания в зрелом коллективе

В статье вводятся в оборот новые принципы организации воспитания как категории педагогической действительности и науки в педагогике А. С. Макаренко. Даны обоснования незакрытого перечня принципов воспитания, порождения принципов сквозными задачами общества. Вскрыта связь принципов воспитания с потребностями и ценностями общества, сформулированы принципы воспитания Макаренко и раскрыто их содержание. Вводится в оборот термин «правила воспитания» и даны их формулировки. Показано, что они применяются в условиях зрелости коллектива. Раскрыта неразрывная связь правил воспитания с социальными взаимодействиями как основой педагогической действительности. Показано превращение учебно-производственных коллективов А. С. Макаренко как формы самоорганизации в общественное движение, дополняющее и конкурирующее с пионерским, комсомольским и стахановским движениями в СССР. Как социальное движение оно развивается снизу в отличие от организуемых сверху указанных движений. Педагогика Макаренко отходит на периферию системы образования России по причине национально-культурной чуждости идеологиям интернационализма и либерализма.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, принципы воспитания А. С. Макаренко, правила воспитания, макаренковское социальное движение.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети