Из истории

Психологические механизмы формирования связи поколений сквозь призму истории семьи Агавелян: по следам неизвестных страниц авиаполка «Нормандия-Неман»

Обоснованы психологические детерминанты отношений между дедами отцами и внуками ветеранов. Охарактеризованы разные точки зрения на связь поколений. Описано влияние связи поколений на жизнь и устремления потомков. Выявлен «Сибирский след» авиаполка «Нормандия-Неман». Систематизированы документы и воспоминания ветеранов. Уточнены события, даты нахождения и содержание служебной деятельности кавалера Ордена Почетного легиона Французской Республики, полковника, Сергея Давыдовича Агавельяна в городе Новосибирске.
 

Новониколаевский учительский институт: забытая история (1 9 1 7 -1 9 2 0 гг.)

В статье рассматривается вопрос о появлении первых учительских институтов в Западной Сибири в дореволюционные годы, показано соперничество сибирских городов за право открыть в своем городе учительский институт. Раскрыта роль А. А. Мануйлова, министра народного просвещения первого состава Временного правительства. Названы фамилии первого состава педагогов, работавших в Ново-Николаевском учительском институте и фамилии слушателей, успешно завершивших свое обучение. Представлена биография А. К. Волнина, первого директора Ново-Николаевского учительского института.

К вопросу о вкладе немецкого философа и педагога Фридриха Фребеля в систему образования

В статье рассматриваются философско-педагогические концепции немецкого философа-педагога конца XVIII начала XIX века Фридриха Фребеля, заслуга которого перед западноевропейской системой образования выражается в том, что он один из первых разработал методологию работы детских садов в воспитании и образовании малолетних детей. Цель исследования заключается в том, чтобы через призму философско-педагогических концепций Ф. Фребеля решить следующие задачи. Во-первых, выяснить, какие педагогические принципы содержатся в его философии образования.

Образ учителя сибирских латгальской школы в Сибири в межвоенный период

Исследование посвящено учителям национальных школ, созданных в Советской России. Специфическим объектом изучения стали учителя латгальских школ. Латгальцы были признаны самостоятельным этносом исключительно в РСФСР (СССР). На территории Западной Сибири проживало значительное количество переселенцев из Восточной Латвии — Латгалии. Именно здесь им была дана возможность создать национальные театр и школы, печатать литературу и повременные издания на родном языке.

Взгляды П.П. Блонского на развитие личности ребенка и на проблему одаренности

Исследования П. П. Блонского, одного из основоположников педагогической и психологической отечественной науки, являются актуальными и в наше время. В статье рассмотрены его взгляды на проблему одаренности и на особенности так называемых трудных школьников.

Ключевые слова: развитие личности, одаренность, трудные школьники, комплексное изучение ребенка, социализация, индивидуализация обучения.

Петер Петерсон и его педагогическое учение "Йена-план-школа"

Владимир Борисович ПОМЕЛОВ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент российской академии естественных наук, профессор кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров; e-mail: vladimirpomelov@mail.ru

Петер Петерсен и его педагогическое учение «Йена-план-шуле»

Домашнее военное воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII – начала XIX веков

В данной статье освещаются некоторые аспекты домашнего военного воспитания в русской дворянской семье второй половины ХVIII–начала ХIХ веков. Автор рассматривает основные этапы воспитательного процесса, образовательные программы и учебную литературу, педагогические материалы и систему наказаний, состав домашних педагогов и роль родителей в воспитании детей. Специальное внимание в статье уделено вопросам физической подготовки дворянских юношей.

Организационно-педагогические условия элитного семейного воспитания в России XVIII – начала XX веков

В статье на основе историко-педагогического анализа лучших (элитных) образцов практики семейного воспитания и домашнего образования в России XVIII – начала XX веков выделяются наиболее общие условия организации этих педагогических процессов в семье. Из них выделяются наиболее эффективные и значимые для современного состояния семейного воспитания, которые могут существенно оптимизировать и совершенствовать воспитательные воздействия взрослых.

Документы об отношении населения к обучению детей на дому и в горнозаводских школах Урала в первой половине 18 века

В статье характеризуются источники, раскрывающие отношение семей различных сословий к обучению детей грамоте и арифметике на дому, у мастеров грамоты и в горнозаводских школах Урала первой половины XVIII в.
Ключевые слова: Урал, горнозаводские школы, первая половина XVIII в., ведомости школ, прошения родителей, обучение детей на дому, семья и школа.
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети