Профилактика употребления психоактивных веществ на основе социально-психологического тестирования обучающихся

В статье представлена характеристика современного периода развития системы профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Диагностический этап превентивной педагогической деятельности реализуется на основе единой методики социально-психологического тестирования, доработанной в 2023 г. Она направлена на выявление различных видов рискового поведения обучающихся путем анализа выраженности и соотношения факторов риска и факторов защиты. Однако на этапе планирования профилактики употребления психоактивных веществ по результатам социально-психологического тестирования школьников и студентов возникают противоречия из-за отсутствия единых критериев оценки эффективности превентивной деятельности в образовательных организациях. Цель исследования состоит в сравнительной характеристике различных технологий планирования профилактики употребления ПАВ на основе анализа результатов тестирования по выявлению рискового поведения обучающихся, в выявлении особенностей их структуры, содержания и взаимосвязи со шкалами единой методики социально-психологического тестирования. Материалы и методы. В ходе исследования использовались методы: анализ теоретической и методической литературы в области профилактики аддиктивного поведения обучающихся и социально-психологического тестирования школьников и студентов; методы сравнительного анализа и синтеза; обобщение педагогического опыта профилактики упо- требления психоактивных веществ в образовательной среде. Результаты исследования. Представлен анализ различных технологий планирования превентивной педагогической деятельности, выявлены их особенности и недостатки. Показано отсутствие взаимосвязи между факторами риска и защиты, как критериями оценки эффективности профилактики психоактивных веществ в образовательной среде, и направлениями, видами, программами превентивной деятельности педагогов при ее планировании и дальнейшей реализации. Заключение. Планирование профилактики употребления психоактивных веществ в образовательных организациях будет продуктивным при теоретическом и экспериментальном обосновании общих критериев эффективности на всех этапах единой системы превентивной педагогической деятельности. Обновление целей и задач планирования современного этапа профилактики аддиктивного поведения обучающихся должно быть связано не только со шкалами единой методики социально-психологического тестирования, но и с развитием личностных и мета- предметных результатов освоения образовательных программ (познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий), обозначенных во ФГОСах общего образования, в учебной и во внеучеб- ной деятельности.
Ключевые слова: профилактика употребления ПАВ, превентивная педагогическая деятельность, превенция, планирование, социально-психологическое тестирование, рискованное поведение, образовательная среда
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети