Научно-исследовательская деятельность студентов-будущих учителей иностранного языка

В статье представлена методика диагностики и оценки умений научно-исследовательской деятельности у студентов-будущих учителей иностранного языка. Актуальность затронутой темы обусловлена возрастающей значимостью научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке будущих педагогов, а также необходимостью разработки эффективных методов диагностики и оценки уровня сформированности искомых умений. Развитие умений научно-исследовательской деятельности рассматривается как необходимое условие профессионального становления современного учителя. Целью исследования является анализ и интерпретация результатов апробации предложенной методики в рамках программы 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Иностранный язык (английский)») Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета. Методологической основой служит деятельностный подход, отражённый в работах А. Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева, подчеркивающий важность активного вовлечения студентов в со- держательную и личностно значимую практику. Эмпирическую базу составляют результаты, полученные в про- цессе прохождения студентами 4 курса производственной практики в 2022–2024 учебных годах. В исследовании рассматриваются ключевые структурные компоненты НИД — мотивационно-ценностный, когнитивно-опера- циональный, проектно-деятельностный и рефлексивно-аналитический. На основе специально разработанных критериев проведена оценка степени их сформированности. Полученные данные свидетельствуют об эффективности предложенной методики, о положительной динамике в овладении студентами умениями научно-исследовательской деятельности и росте профессиональной мотивации. Обоснована необходимость системного включения научно-исследовательской деятельности в структуру педагогического образования. Представлены практико-ориентированные рекомендации по совершенствованию образовательных программ с учётом иссле- довательского компонента как ключевого условия подготовки квалифицированных специалистов. Ключевые слова: педагогическая практика, умения научно-исследовательской деятельности, профессиональное развитие, мотивация, оценка, рефлексия
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети