Формирование патриотического мировоззрения как задача воспитания молодежиВ современных условиях патриотизм выступает важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности, а патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи является одной из наиболее актуальных задач государственной политики. Цель исследования состоит в обосновании тезиса — задачей патриотического воспитания является формирование патриотического мировоззрения. Материалы и методы. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ публикаций по данной проблеме, метод контент-анализа по совокупности респондентов и в разрезе «юноши-девушки» в сравнении результатов периода 2022–2025 гг. В качестве материалов исследования был проведен анализ ответов респондентов на вопросы, связанные с их представлением о патриотизме и патриотических ценностях, с оценкой уровня сформирован- ности патриотических чувств студенческой молодежи. Результаты исследования. В статье рассматривается генезис законодательного и организационного обеспечения патриотического воспитания молодежи в контексте государственной молодежной политики. На основании эмпирического анализа дается оценка уровня патрио- тизма, ценностных ориентаций и детерминирующих их факторов в современных условиях. Констатируется, что существующие практики патриотического воспитания не соответствуют реалиям современного общества, ценностным представлениям студенческой молодежи. Теоретический анализ на основе аксиологического подхода позволил рассмотреть содержание ряда понятий (патриотизм, патриотические ценности, патриотическое мировоззрение); определить патриотическое мировоззрение как интегративное качество, выражающее уровень развития патриотизма. Заключение. Результаты проведенного эмпирического исследования и анализ публикаций по данной проблеме приводят нас к выводу о том, что реализация многочисленных мероприятий патриотического воспитания молодежи всероссийского и регионального уровня не привели в достаточной степени, в частности у студентов высших учебных заведений, к желаемому результату, формированию истинного патриотизма в единстве эмоционально-чувственного и деятельностного компонента. Нам представляется перспективным при разработке теоретико-методологических подходов к организации патриотического воспитания молодежи исходить не столько из фрагментированных представлений о патриотизме, но ориентироваться на цивилиза- ционные основания российского патриотического мировоззрения, позволяющие соединить социокультурные детерминанты в единое мировоззренческое поле.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание молодежи, духовно-нравственные ценности, мировоззрение, патриотическое мировоззрение
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети | |||||