В статье обоснованы подходы к организации профориентационной работы, связанной с проблемой формирования таких метапрофессиональных качеств личности обучающихся и студентов, как «мобильность», «креативность», «способность к саморазвитию», к анализу и рефлексии своих профессиональных намерений и достижений, личностных качеств, увязанных с требованиями рынка труда, кардинальными изменениями в мире профессий и появлением новых профессий, «профессий будущего», ориентированных на усложнение и комплексность деятельности высококвалифицированных специалистов.
Предметом исследования является профессиональная ориентация обучающихся в условиях перманентных изменений на рынке труда. Цель работы: обосновать на основе проведенного анализа необходимость внесения системных изменений в организацию профориентационной работы с обучающимися в школе и профессиональной образовательной организации посредством разработки и освоения новых технологий, форм и содержания профориентационной работы.
Основными в решении поставленной задачи являются метод системности и диалектический метод; личностно ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный подходы. Исследование основано на анализе проблем профориентации в философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературе, нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций.
В статье представлен анализ тенденций и особенностей профориентационной работы в современной социокультурной ситуации; выявлены новые смыслы в организации профориентационной работы, ориентированные на образ будущего, «профессии будущего»; представлены некоторые формы профориентационной работы с обучающимися, в том числе на базе Центров опережающей профессиональной подготовки, в которых предоставляются возможности участия школьников в мероприятиях учреждений среднего профессионального образования. Доля участия в них школьников ежегодно увеличивается, так же как увеличивается доля школьников, осваивающих в школе информационные технологии, включая дистанционные формы обучения, позволяющие углубить знания старшеклассников по профильным предметам.
Ключевые слова: профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; особенности профориентационной работы; профессии будущего, сетевое взаимодействие.