Востребованность профессионализма учителя как важнейшее условие высокого качества образования

Ни у кого из работников образования и родителей учащихся не возникает сомнения в том, что подавляющее число задач со-временной школы зависит от уровня профессионализма учите-ля. В этом аспекте можно выделить две взаимосвязанные состав-ляющие: сформированность необходимых профессиональных компетентностей у учителя (то есть их наличие и глубина при-своения) и востребованность, реализация этих компетентностей в учебно-воспитательной практике.
 
На первый взгляд выделение этих составляющих кажется па-радоксальным. Разве возможна такая ситуация, когда учитель является высокопрофессиональным специалистом, а реализо-вать этот свой профессионализм не может? Если глубоко про-анализировать современную ситуацию по проблеме реализации профессионализма учителя, то мы увидим ряд «преград». Это, безусловно, банальные и хорошо всем известные материально-технические условия, в которых находятся образовательные учреждения. К сожалению, во многих школах эти условия далеки от идеала. Но более существенными для учителя являются организационно-коммуникативные условия, которые, собственно, и обеспечивают востребован-ность высокого уровня квалификации учителя. Во многих случаях, работая в коллективе, педагог находится в своем замкнутом личностном пространстве. В какой-то мере он общается с колле-гами по работе, при этом даже обсуждаются некоторые вопросы технологий обучения, однако целостная система профессиональной коммуникации нередко отсутствует. Ведь это не разовые семинары и даже конференции, а непрерывная система разнообразной деятельности по диссе-минации опыта коллег; система, охватывающая каждого учителя; система, позволяющая проявить себя каждому учителю.
 
Нормой должны стать посещение уроков друг у друга, система мастер-классов, открытые за-щиты своих научно-методических проектов, общешкольные научно-практические конференции учителей и учащихся и т. д.
 
Доминирующая роль в этом важнейшем деле отводится руководителям школ, так как создание в коллективе здорового профессионального микроклимата, построенного на взаимодействии профессионалов и их непременном росте, станет основным фактором в повышении качества об-разования.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети