Здоровье учителя

Очевидно, что здоровье подрастающего поколения в значительной степени зависит от здоровья учителей. До недавнего времени здоровьесберегающие программы школ были направлены на сохранение и укрепление здоровья только одной группы участников учебного процесса — учащихся. Сейчас многие программы предполагают заботу о здоровье учителя как обязательный элемент учебного процесса.

Обратимся к учебно-методическому пособию Н. О. Герьянской.

Герьянская, Н. О. Здоровье учителя [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. О. Герьянская ; под общ. ред. И. В. Плющ. — Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2009. — 154 с.

В учебно-методическом пособии изложены аспекты системной деятельности по сохранению, укреплению и формированию здоровья учителя в условиях модернизации образования, приведена диагностика психоэмоционального состояния учителя, от которого зависит его физическое здоровье и эффективность профессиональной деятельности. Исследуются здоровьесберегающие подходы в образовательном процессе учреждений, представлена комплексная программа совершенствования здоровья учителя.

К психологическому здоровью обращается автор следующей статьи.

Семиздралова, О. А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения [Текст] / О. А. Семиздралова // Народное образование. — 2010. — № 1. — С. 130—135.

О. А. Семиздралова, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат психологических наук, утверждает, что «человек реализует себя в обществе только в том случае, если имеет достаточный уровень психической энергии». Эта энергия определяет его работоспособность и одновременно пластичность, гармоничность психики. В статье дается определение слову «здоровье» в бытовом и научном понимании, рассматриваются элементы психологического здоровья, выделяется ряд его базовых характеристик. Автор говорит о пользе «целительных самонастроек», приемов эмоциональной саморегуляции, методах оздоровления на основе искусства и творчества (арт-терапия, музыкальная, танцевальная терапия, вокализация). Особое внимание уделено использованию такого метода оздоровления, как библиотерапия, даются некоторые рекомендации по отбору литературных произведений. Подробнее с библиотерапией можно познакомиться на сайте http://biblioterapia.psi911.com/st.htm, здесь собраны статьи по данной теме и даны некоторые тексты литературных произведений в разделе библиорецепты.

Далее рассмотрим статью из журнала «Начальная школа плюс До и После».

Паскал, В. В. Сохранение психологического здоровья педагога [Текст] / В. В. Паскал // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 2. — С. 22—25.

И здесь автор описывает именно психологическое здоровье. «Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего контроля», его психические ресурсы просто не успевают восстановиться к началу следующего рабочего дня, что приводит к стрессовым переживаниям. «В результате дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдают, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями». В. В. Паскал считает, что эффективным средством сохранения психологического здоровья является использование способов саморегуляции, рефлексии и восстановления. В статье даны упражнения для снятия умственного напряжения, разрядки гнева и агрессии, представлена звуковая гимнастика, как один из элементов «Гимнастики мозга», коротко рассказано об учебно-оздоровительной программе «Мироток».

Особенно интересной нам показалась следующая статья:

Малярчук, Н. Н. Лучшие средства от головной боли — терпение понимание и юмор [Текст] / Н. Н. Малярчук // Директор школы. — 2007. — № 7. — С. 106—108.

Ее автор утверждает, что знание характеристик головной боли: «давящая», «пульсирующая», «как обруч охватывающая всю голову», помогает определить причину боли и, возможно, справиться с ней без лекарств. Далее по видам боли: функциональная, мигрень — определяются возможные причины и немедикаментозные пути устранения болей, в конце статьи даются рекомендации (осознание пределов своих возможностей, массаж, ЛФК, смех и слезы), помогающие педагогу стать менее эмоционально восприимчивым, т. к. именно повышенная восприимчивость делает человека беззащитным перед болезнями.

Такого же мнения и В. З. Коган.

Коган, В. З. Учитель — профессия повышенного риска [Текст] / В. З. Коган // Директор школы. — 2007. — № 1. — С. 101—106.

Ссылаясь на проведенные исследования Института общественного здоровья и управления здравоохранения, В. З. Коган обобщает данные, полученные в результате анкетирования учителей. По мнению автора, необходимо готовить педагогов к разного рода экстремальным ситуациям, т. к. отсутствие такой подготовки может привести к фрустрациям — психологическим состояниям гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. Хорошо отдохнувшими после продолжительного отпуска, чувствуют себя менее половины опрошенных. «Педагоги демонстрируют неадекватное отношение к своему здоровью» — констатирует автор, и вместе с тем эти же исследования свидетельствуют о готовности учителей заботиться о своем здоровье в условиях школы.

А теперь посмотрим, как эта готовность реализуется на практике.

Демидова, Т. Директор против стресса. Управленческий аспект создания здоровьесберегающей организационной среды в ОУ [Текст] / Т. Демидова // Первое сентября: управление школой. — 2011. — № 8. — С. 19—23.

На базе детского дома № 1 г. Череповца был проведен областной семинар «Стрессоустойчивое поведение педагога». Эта статья — рассказ о небольшой части семинара, заместителя директора по УВР детского дома № 1. Т. Демидова делится опытом создания комплексного подхода к формированию стрессоустойчивого поведения в своем учреждении. Подход определяется тремя составляющими: понятие, технологии и организационная структура. В организационную структуру включаются: психолого-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога, формирование единого «рефлексивного поля», использование техники разумного планирования (с учетом биоритмов человека), введение системы оценки качества. Остановимся на сопровождении деятельности педагогов. Вся работа строится на основе анализа стрессогенности профессиональной среды. Выделяются группы стрессоров: информационные, гигиенические, эмоциогенные. Для снижения влияния этих факторов применяется технология танцевально-двигательной терапии, организовано бесплатное посещение сауны, боулинг-клуба, катка.

Особенно интересна технология танцевально-двигательной терапии. О ней рассказывает педагог этого же детского дома Светлана Винокур.

Винокур, С. Коллеги, потанцуем? [Текст] / С. Винокур // Первое сентября: управление школой. — 2011. — № 8. — С. 23—26.

Танцевально-двигательная терапия как отдельное направление — относительно новое явление в развитии андрагогики. «Использование занятий физической культурой и спортом в качестве способа укрепления профессионального здоровья еще не стало устойчивой тенденцией для большинства педагогического сообщества». А между тем эту терапию можно использовать в качестве одной из действенных технологий в формировании стрессоустойчивого поведения педагогов. В статье представлена поэтапная методика работы, даны варианты проведения занятий.

Завершает наш обзор книга из серии научно-популярной литературы.

Бикеева, А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу [Текст] / А. Бикеева. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 348 с.: ил. — (Здравствуй, школа!).

В книге содержатся советы и рецепты учителям, уставшим от работы, от житейских трудностей, от личностных проблем. Автор предлагает простые способы, как можно стать успешным и счастливым человеком в современной жизни. Книга будет особенно интересна молодым педагогам, т. к. описывает много проблемных ситуаций и возможные пути решения. Читателям, внимательно изучившим советы автора, будет легче выработать свой собственный стиль поведения. Большое внимание уделяется психологическому здоровью педагога.

Таким образом, мы видим, что авторы перечисленных публикаций придерживаются мнения, что у педагогов «все болезни от нервов», а т. к. психическое здоровье — явление многогранное, то необходимо создание комплекса мер по охране и развитию здоровья педагогических кадров.

Обзор подготовила ведущий библиотекарь НИПКиПРО
Т. Н. Литвинова

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети