Дидактические основы интеграции

Процесс интеграции представляет собой объединение ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Проблемами интеграции в педагогике занимались многие исследователи: В. В. Краевский, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, Г. Д. Глейзер и В. С. Леднев, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и другие. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так и в новой. Функции этого вида урока каждый учитель определяет для себя самостоятельно. Он может воспользоваться им для изучения новой информации, ее обобщения, повторения или закрепления пройденного материала.

Начать библиографический обзор мы решили с книги, которая, на наш взгляд, может стать базовой опорой для изучения образовательных технологий в целом.

Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с. — (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

В содержании данного источника представлен подбор самых разнообразных технологий, применяемых учителями на своих уроках. Но нас интересует, следуя заявленной теме, объединение учебных дисциплин. По оглавлению вы без труда найдете нужный параграф – «Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах». Из него можно узнать, что представляет собой «интегрирование учебных дисциплин», как реализовать на практике «синхронизацию» параллельных программ, как воплотить модель межпредметных связей. К каждому параграфу дано приложение, которое пополнит, как мы думаем, копилку любого педагога.

Своим опытом в области составления и внедрения в учебно-образовательный процесс интегрирующих уроков делится с нами А. И. Пайгусов.

Пайгусов, А. И. Интегрированный урок как форма организации интегрированного обучения [Текст] / А. И. Пайгусов // Преподавание истории в школе. — 2007. — № 10. — С. 41—46.

Им была разработана технология подготовки и проведения интегрированных уроков. Первый, подготовительный этап, состоит из организации творческой группы, планирования, конструирования содержания урока, репетиции. Второй этап — исполнительный. Если составляющие первого этапа не вызывают ни каких вопросов, а их проведение представляется не затруднительным, то на элементах второго этапа необходимо подробно остановиться. Таблица «Технологическая карта интегрированного урока» помогает лучше разобраться в этом. Сразу хочется отметить, что в ней представлены три этапа уроков: фазы вызова, осмысления, обобщения и рефлексии. Каждой фазе соответствует заполненная строка в столбце под названиями «Цель этапа», «Деятельность учителя», «Деятельность учащихся», «Результат». Третий этап – рефлексивный — подведение итогов и анализ проделанной работы. По мнению учителей-предметников, неоспоримым достоинством интегрированных уроков является возможность с их помощью учитывать и развивать интересы учеников.

Слепнева, С. А. Интегрированный урок как средство развития интересов подростков [Текст] / С. А. Слепнева, А. С. Суханов // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — № 1. — С. 24—25.

Учителя из г. Кургана, опираясь на труды Л. С. Выгодского, применяют на своих уроках именно этот тип урока. Чаще они объединяют такие предметы, как МХК и музыка, история и литература. Ниже приводится план интегрированного урока по объединению предметов МХК и музыки на тему «Венский классицизм. В. А. Моцарт». Изначально ставится цель и формулируются задачи, подготавливаются средства необходимые для обучения, затем составляется план урока, подробно прописывается ход урока. Заключением проделанной работы является подведение итогов урока.

В начальных классах велика важность применения учителями этих уроков на начальной ступени образования.

Белянкова, Н. М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителя [Текст] / Н. М. Белянкова. — М. : Просвещение, 2008. — 128 с. — (Библиотека учителя).

В пособии есть методические рекомендации по подготовке интегрированных уроков, даны их примерные конспекты, а также информация, которая поможет педагогам разобраться в проблеме. Автор особенно выделила информационно-эстетический блок, идея которого заключается в том, чтобы «материал по наиболее сложным темам, требующим воздействия не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу младших школьников», изучался на всех уроках одного учебного дня.

Источник адресован учителям начальных классов, работающих по комплекту «Школа России».

В продолжение темы, предлагаем вам, познакомится с разработками интегрированных уроков для начальной школы.

Интегрированные уроки в 1—4 классах. Вып. 2 [Текст] / сост. Н. Ю. Кадашникова. — Волгоград : Учитель, 2008. — 189 с.

Определенным достоинством источника служит наличие в нем материала по проведению интегрированных уроков по таким предметам, как обучение грамоте и риторика, окружающий мир и математика, изобразительное искусство, окружающий мир и чтение. Составитель этого пособия постарался как можно больше обогатить его опытом работ учителей.

Завершить наш обзор мы решили статьей, рассказывающей о междисциплинарной интеграции в содержании профессионального образования.

Титовец, Т. Е. Диагностика эффективности междисциплинарной интеграции содержания профессионального образования [Текст] / Т. Е. Титовец // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 4. — С. 57—60.

Говоря в общем, статья посвящена диагностическим подходам к выявлению системных эффектов интеграции, объектам и методам диагностики. Укажем также, что «в настоящее время в качестве главного системного эффекта интеграции признается способность студента самостоятельно интегрировать знания и способы мышления».

Что касается диагностических подходов к выявлению системных эффектов, то в мировой образовательной практике они следующие: процессуальный, открытый и мировоззренчески-центрированный. Подробно автором прописаны объекты диагностики и принципы их отбора, к последнему относится учет способностей и свойств интегративного характера и учет локальных системных эффектов. Завершает статью блок о методах диагностики эффективности междисциплинарной интеграции.

Мы надеемся, что представленная в нашем библиографическом обзоре информация пригодится вам при совершенствовании образовательного процесса.

Библиографический обзор подготовила
Е. С. Карамнова

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети