Основные направления формирования безопасного образовательного пространства

 В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей численности и здоровья детей. За предыдущие 10 лет в Новосибирской области численность детей и подростков в возрасте от 0 до 17 лет уменьшилась на 15%. Наибольшие изменения произошли в группах ясельного и детсадовского возраста (табл. 1).

 

Таблица 1. Численность детей и подростков в Новосибирской области по отдельным возрастным группам.(По данным Новосибирского областного комитета государственной статистики. Женщины и дети. г. Новосибирск, 1999.).

 

Это произошло за счет падения рождаемости. Так, к 1999 году, по сравнению с 1986 г., абсолютное число родившихся сократилось в 2 раза, а общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1 000 человек населения) снизился с 16,8 до 8,2.

Заболеваемость детей по многим классам болезней продолжает увеличиваться. Так, за период с 1991 по 1998 гг. частота болезней системы кровообращения у детей до 14 лет возросла почти в 5 раз, врожденных аномалий и пороков развития — в 4 раза, болезней мочеполовой системы — в 3 раза, новообразований — в 2,6 раза, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани — в 2 раза, болезней нервной системы и органов чувств — в 1,6 раза, болезней органов пищеварения — в 1,6 раза, болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ и иммунитета — в 1,6 раза.

В структуре заболеваемости по-прежнему лидирующее место занимают болезни органов дыхания (55,4%), инфекционные и паразитарные болезни (8,8%), болезни органов пищеварения (8,3%), нервной системы и органов чувств (6,9%), травмы и отравления (6,8%) и т.д.

Вопреки существующим нормам законодательства (ФЗ «Об образовании» ст. 31, 33, 51) немалый вклад в ухудшение здоровья детей и подростков вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования. Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразовательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, гимназий, колледжей. Нередко элитные школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, «прогрессивных» методов обучения. При этом программы обучения зачастую не сертифицированы гигиенистами, внедряются без медицинской экспертизы. Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающегося, без сбалансированных режимов его умственной деятельности, производительного труда и отдыха. Жесткие учебные нагрузки настолько не соответствуют возможностям растущего организма, что могут способствовать инвалидизации.

По данным Минздрава России, до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах таких школьников 20—30%. Повышенная 
невротизация диагностируется у 55—83% учащихся элитных школ, а более половины учеников этих школ имеют хронические болезни. В результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на организм ребенка, у 25% детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития, характеризующийся уменьшением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости легких.

Заболевания, ограничивающие выбор профессии, наблюдаются у 30% детей. Распространенность психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10—15%. Они являются причиной инвалидности у 70% детей. В детских домах психически здоровы лишь 10%, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные нервно-психические расстройства, причем треть из них — в стадии декомпенсации (из приказа Минобразования от 28.02.2000 № 619). Отсюда следует, что современная система образования в наших школах вносит «весомый вклад» в ухудшение общесоматического и психического здоровья учащихся наряду с другими неблагоприятными влияниями повседневной жизни.

В условиях продолжающегося снижения численности детей, ухудшения их здоровья, критического роста школьной и социальной дезадаптации, социогенных заболеваний среди подрастающего поколения мы наблюдаем значительные потери здоровья и численности детского населения в результате бытового, уличного, транспортного травматизма и несчастных случаев.

По данным Территориального центра медицины катастроф Новосибирской области, в г. Новосибирске в 1998 г. в чрезвычайных ситуациях (одномоментное поражение 4-х и более человек в одной ситуации) пострадало 158 детей, в 1999 г. — 114 детей (табл. 2).

 

Таблица 2. Санитарные потери от чрезвычайных ситуаций, случившихся на территории Новосибирской области в 1995—1999 гг.

 

 

По данным прокуратуры Новосибирской области (представление от 30.06.2000 г. «Об устранении нарушений законодательства об охране здоровья в части профилактики травматизма несовершеннолетних»), в области сложилась тревожная ситуация с травматизмом несовершеннолетних. В 1998/1999 гг. зарегистрировано 114 627 травм различной степени тяжести, подавляющее большинство из которых — уличные и бытовые. В 1998 г. уровень травматизма среди детей в возрасте до 14 лет достигал 90,4 на 1000 детей, в 1999 — 75,7. По Новосибирску, соответственно, 144,7 и 116,3 травм. При этом поверхностные травмы составляют лишь третью часть от общего количества травм. На учете в органах социальной защиты состоят 369 детей, получивших инвалидность в результате травм и отравлений.

В дорожно-транспортных в 1998 году травмировано 522 несовершеннолетних, погибло 44, в 1999 году, соответственно, 422 и 36. В пожарах в 1998 г. погибло двое детей, в 1999 г. — 16, получили травмы 99 и 92 ребенка. В 1998 г. утонул 41 ребенок до 14 лет, в 1999 г. — 24.

Таким образом, продолжается стойкая тенденция ухудшения здоровья детей, рост нарушений здоровья в результате травм, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, право на охрану здоровья и медицинскую помощь гражданам возведено в конституционный ранг (ст. 41 Конституции РФ). Основным принципом охраны здоровья граждан является приоритет профилактических мер и ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (ст. 2 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», далее — «Основы»).

Остаются на уровне намерений и пожеланий положения статьи 17 «Основ» о неотъемлемом праве граждан Российской Федерации на охрану здоровья. Согласно закону это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Права несовершеннолетних в области охраны здоровья выделены отдельной статьей 24 «Основ». Законом закреплено право несовершеннолетних на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

Особое внимание обращает на себя высокий уровень спортивных травм у детей. Практически вне контроля оставлено состояние профилактики травматизма в негосударственных учреждениях, оказывающих спортивные, физкультурно-оздоровительные и образовательные услуги в сфере физкультуры и спорта. В 1999 году органами здравоохранения Новосибирской области зарегистрировано 1156 спортивных травм у детей. Между тем, в соответствии со ст. 34 закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.99 работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, не допускать причинения вреда здоровью. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья граждан при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий.

Вместе с тем, принимаемые заинтересованными органами, ведомствами и учреждениями меры по профилактике детского травматизма носят разрозненный характер, мало эффективны и явно не достаточны. Не проводится работа по выявлению, анализу и устранению причин травматизма, восстановлению прав пострадавших детей, возмещению вреда их здоровью, а также привлечению виновных лиц к установленной ответственности и возмещению убытков, понесенных лечебными учреждениями и семьями пострадавших (данные прокуратуры Новосибирской области от 30.06.2000 г.).

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования в ближайшем времени — формирование массовой культуры безопасности.

В свою очередь развитие образования в значительной степени будет определяться решением этой задачи. Таким образом, появляется новый ресурс развития системы образования — разработка модели безопасного образовательного пространства, в рамках которого и формируется культура безопасности.

Как подчеркивалось в итоговом документе 5-й Конференции европейских министров здравоохранения, состоявшейся в ноябре 1996 г., именно хорошее здоровье населения является предпосылкой национальной безопасности страны, оптимального экономического функционирования нации (6).

Образование, наука, культура — одно из приоритетных стратегических направлений социально-духовного и экономического развития общества, фундамент будущего страны. Индикаторами социально-экономического развития общества являются такие показатели безопасности, как здоровье населения, продолжительность жизни, качество окружающей среды, количество человеко-часов здоровой жизни, затраченных на производство единицы валового внутреннего продукта (2). Механизмом же управления развитием общества становится обеспечение безопасности — удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при обязательном соблюдении требований безопасности человека и природы.

Как следует из теории безопасности и риска, в обеспечении безопасности нет доминирующих проблем. Их последовательное решение не может привести к успеху. Управлять безопасностью можно только комплексно. В настоящее время по проблеме управления безопасностью и выживания нации формируется междисциплинарное, крупнейшее направление современного развития общества. Необходимо помнить, что цель этого направления — сохранение и развитие народонаселения, его интеллекта, здоровья, репродуктивного благополучия, защита жизни человека от негативных последствий его жизнедеятельности (3). При этом необходимо такое изменение мировоззрения и принципов действий всех людей, при котором на первом месте для них будет стоять безопасность.

Изменение мировоззрения подразумевает переход от стихийного «общества потребления» к управляемому разумом обществу, в котором каждый человек способен не только заботиться о себе индивидуально, но и «направлять» безопасное развитие общества и всей жизни на Земле.

В связи с этим меняется парадигма гуманизма. Определяется вектор перехода от «эгоизированного», эгоцентричного гуманизма, утверждающего человека самоцелью общественного развития, к экоцентричному гуманизму. В системе последнего доминирует не «антропоморфный нарциссизм», а осознание человеком себя как части целого, необходимости сознательно ограничивать свою свободу, интересы и потребности ради гармонизации своих отношений с природой, биосферой, Космосом в целом (4).

Междисциплинарный подход к управлению безопасностью основан на синтезе методов гуманитарных и естественных наук, позволяющий гибко учитывать быстро меняющиеся реалии нашей жизни. На практике этот подход может быть реализован путем объединения и координации усилий органов управления экономикой и системами жизнеобеспечения (СЖО) населения нашей территории, здравоохранения, социальной защиты, образования, науки и культуры, различных ведомств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГУ ГОЧС), Управления государственной противопожарной службы (УГПС), Территориального центра медицины катастроф Новосибирской области (ТЦМК НСО) и других ведомств РСЧС, а также общественных объединений (рис. 1).

 

Рис. 1. Комплексное решение проблем безопасности и выживания народонаселения территории (межведомственное взаимодействие).

 

Попытки обеспечения комплексного подхода в решении проблем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области выражаются в работе межведомственных комиссий и координационных советов по проблемам безопасности, и в том числе по проблемам подготовки детей, подростков, учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности (1, 5).

 

Наиболее результативное решение задач по подготовке населения к безопасному поведению в современной повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях достигается через общее образование. Детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. Решение этих задач возложено на специальный школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Фрагментарное включение вопросов безопасности в имеющиеся иные предметы школьного обучения не имеет системного характера и не позволяет в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса (7).

 

Вместе с тем существует немало проблем в вопросах организации и обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. К их числу можно отнести:

  • недостаточное внимание со стороны руководителей образовательных учреждений к обучению детей основам безопасности жизнедеятельности;

  • дефицит квалифицированных педагогических кадров по курсу ОБЖ;

  • недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета;

  • ведомственная разобщенность среди дошкольных, средних общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования;

  • слабая координация деятельности некоторых структур, ответственных за подготовку населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе в условиях военной службы;

  • недостаточность системы медицинских и оздоровительных мероприятий, проводимых в области образования в целях систематического оздоровления учащихся, укрепления резервов здоровья детей;

  • отсутствие комплексного, тщательно выверенного программного подхода в решении обозначенных проблем. Многие усилия остаются на уровне тактических шагов, не улучшая ситуацию в целом. Мы продолжаем наблюдать ухудшение здоровья подрастающего поколения, рост детского травматизма и количества несчастных случаев, незнание правил безопасного поведения и неумение защитить себя и свое окружение в случае угрозы жизни и здоровью, непопулярность патриотических настроений среди молодежи.

В связи с этим необходим комплексный подход в решении актуальных проблем обучения основам безопасности жизнедеятельности. Целесообразно выделить следующие основные направления такого подхода.

1. Нормативно-правовое, научно-методическое, организационное и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучения основам безопасности жизнедеятельности:

 
  • усиление научно-методического обеспечения преподавания курса ОБЖ и патриотического воспитания путем наращивания фонда учебно-методических пособий, учебников, внедрения новых технологий преподавания;

  • развитие материально-технического обеспечения предмета ОБЖ (выделение отдельного кабинета, оборудование кабинета наглядными пособиями, обучающими тренажерами, оборудование «полос препятствий» и других комплексов, необходимых для отработки практических навыков, проведения соревнований «Школа безопасности» и других внеклассных и внешкольных мероприятий);

  • выделение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в самостоятельную образовательную область базисного учебного плана с 1 по 12 класс 12-летней средней школы;

  • выделение дополнительного времени на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в рамках регионального компонента базисного учебного плана.

2. Развитие структуры и содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с 1 по 12 класс. Наращивание опыта комплексного подхода в осуществлении образования в области безопасности жизнедеятельности. При этом предполагается объединение усилий педагогических коллективов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования, родителей учащихся, общественности, местного самоуправления, местных служб обеспечения безопасности, в том числе отделений милиции, противопожарной безопасности, инспекции безопасности дорожного движения, районного военкомата, штаба гражданской обороны и др.

3. Улучшение кадрового обеспечения образовательного процесса по обучению основам безопасности жизнедеятельности и патриотического воспитания:

 
  • повышение квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ, классных руководителей по вопросам преподавания основ безопасности жизнедеятельности;

  • повышение качества экспертизы аттестационных работ учителей ОБЖ, преподавателей-организаторов ОБЖ;

  • содействие распространению передового педагогического опыта по основам безопасности жизнедеятельности;

  • разработка объективных критериев эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности и патриотического воспитания учащихся.

4. Повышение ответственности руководителей органов местного самоуправления, органов управления образования, учебных заведений за обеспечение высокого качества подготовки учащихся в области без-опасности жизнедеятельности и патриотического воспитания. Не допускать случаи препятствия со стороны руководителей образовательных учреждений своевременному повышению профессионального уровня преподавателей по вопросам здоровьесбережения и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Указанные положения нашли свое отражение в решениях научно-практической конференции «Региональная образовательная политика в области обеспечения безопасности жизнедеятельности» (Новосибирск, 
«УЧСИБ—1999»), научно-практического семинара «Безопасность жизнедеятельности и образование» (Новосибирск, «УЧСИБ—2000»), научно-практического семинара «Актуальные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки» (Новосибирск, 2000), обсуждались в рамках Всесибирской образовательной выставки «УЧСИБ—1999», «УЧСИБ—2000», на Сибирской Ярмарке «СИББЕЗОПАСНОСТЬ. СПАССИБ—2000».

Научно-практический семинар «Актуальные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки» проведен Городским центром образования и здоровья «Магистр» совместно с кафедрой охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО), ТЦМК НСО, ГУ ГОЧС, Региональным общественным фондом поддержки гражданских инициатив по защите жизни и здоровья человека от катастроф «МИГ» за счет целевых благотворительных взносов администрации Новосибирской области, мэрии г. Новосибирска и МОФ СЦПОИ (межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив») Оргкомитету Ярмарки социально-значимых проектов организаций Новосибирской области в 2000 г.

 

Таблица 3. Стратегия и тактика безопасности систем жизнеобеспечения (СЖО) России (Казначеев В.П., 2000).

 

В работе семинара приняли участие 88 человек, в том числе 25 преподавателей ОБЖ школ города и области (Искитимского, Новосибирского сельского, Мошковского, Маслянинского, Колыванского районов, р.п. Линево, г. Тогучин), социальные педагоги, руководители методических объединений Дзержинского района г. Новосибирска, управлений образования г. Искитима и р.п. Линево, методисты ОБЖ РМК Дзержинского, Кировского, Заельцовского районов г. Новосибирска, представитель облвоенкомата и райвоенкомата Центрального района г. Новосибирска, инспектора ГОЧС всех районов города, руководители ГУ ГОЧС НСО, ТЦМК НСО, УГПС, Центра пропаганды и новых технологий «Пирант», центра внешкольной работы Дзержинского района «Союз», негосударственного образовательного учреждения Школа Безопасности «Исток» Ленинского района, а также 45 студентов Новосибирского педагогического колледжа № 3.

Следует отметить высокий профессионализм и эффективность в работе по обучению основам безопасности жизнедеятельности и патриотическому воспитанию детей и подростков руководителя районного методического объединения Дзержинского района 
П.Д. Жураковского, преподавателей-организаторов ОБЖ общеобразовательной школы (ООШ) № 18 Дзержинского района Р.А. Ходжаяна, ООШ № 113 Дзержинского района Д.К. Панькова, ООШ № 205 Дзержинского района Г.В. Ломакина, ООШ № 160 Ленинского района А.Н. Емельянова, руководителя военно-спортивной школы «Союз» Дзержинского района г. Новосибирска Д.В. Черных, педагога-организатора этой школы Л.А. Гунько, социального педагога ООШ № 7 Дзержинского района В.Н. Дорофеева, заместителя директора негосударственного образовательного учреждения Школы Безопасности «Исток» Ленинского района Н.И. Сурьма, руководителя Школы Безопасности при Городском центре дополнительного образования г. Искитима О.Е. Агибалова и других педагогов.

Академик РАМН, РАЕН, доктор медицинских наук, профессор В.П. Казначеев в своей лекции «Проблемы безопасности нации Сибири: воспитание, образование, гуманизм» обозначил стратегию и тактику обеспечения безопасности личности, общества, государства от катастроф, подчеркнув решающее значение воспитания подрастающего поколения (таблица 3).

По результатам работы семинара разработан проект программы совершенствования системы обучения основам безопасности жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки учащейся молодежи до 2003 года, основные положения которой изложены выше.

Следует заметить, что для обсуждения своих профессиональных проблем далеко не все педагоги Новосибирской области имеют возможность выезжать в город Новосибирск. Но опыт успешной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся и обучению их основам безопасности жизнедеятельности в школах отдаленных районов Новосибирской области известен благодаря выездным семинарам, курсам повышения квалификации работников образования, организованным кафедрой охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО. Так, например, в небольшой школе поселка Бор Болотнинского района на 125 учащихся (проектная мощность школы 264 ученика), возглавляемой заслуженным учителем РФ Л.В. Козиной, осуществляется активная работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся. Анализ эффективности работы по физической культуре показывает, что группа детей с низким уровнем физического развития стабильно уменьшается. В 1999/2000 учебном году в структуре уровня физического развития учащихся 15% составила группа высокого, 81% — среднего и только 5% — низкого уровня. Директор школы активно поддерживает деятельность преподавателя-организатора ОБЖ Л.В. Балабаева в области обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, формирования у них знаний, умений и навыков здорового образа жизни, физической культуры. За шесть лет учащиеся школы приняли участие в 58 районных и 7 областных соревнованиях, неоднократно занимая призовые места. Благодаря комплексной оздоровительной работе, проводимой педагогическим коллективом, медицинским работником при активной поддержке родителей учащихся, удалось снизить заболеваемость детей острыми респираторными вирусными заболеваниями верхних дыхательных путей. Во внеурочное время учащиеся заняты в кружках общей физической и лыжной подготовки, шейпинга, в туристическом и экологическом кружках, в работе санитарного поста. В поселке Бор нет детского сада. В течение последних трех лет школа занимается подготовкой детей к школе, работают 2 группы раннего развития для детей 5—7 лет. Программа групп раннего развития построена на основных принципах здоровьесбережения: формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни через обучение и воспитание; создание здоровьесберегающих и безопасных условий организации учебно-воспитательного процесса; адекватное медицинское сопровождение образовательного процесса.

Безопасное образовательное пространство как ресурс развития системы образования может быть сформировано путем восстановления единства обучения и воспитания за счет реализации в школах программ дополнительного образования, функционирования детских и юношеских общественных организаций, удовлетворяющих естественную тягу молодых людей к общению, деятельности по интересам. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования си-стемы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм. Кроме того, формирование безопасного образовательного пространства включает совершенствование управления деятельностью образовательных учреждений по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, а также по организации медико-психологической и социальной помощи детям (рис. 2).

 

Рис. 2. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства.

 

Таким образом, формирование безопасного образовательного пространства — новый ресурс развития современного образования, использование которого будет содействовать:

 
  • реализации основных положений Федеральной программы развития образования в 2000—2005 гг. (10.04.2000, Федеральный закон № 51—ФЗ от 10.04.2000) и, прежде всего, достижению главной цели Программы — развитию системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социально-духовного развития общества;

  • реализации государственной политики по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуациях;

  • осуществлению в системе образования меро-приятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • совершенствованию организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении;

  • обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты их от всех форм дискриминации;

  • созданию альтернативы агрессивной рыночно-потребительской социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост наркопатологии и других социогенных заболеваний.

 

Литература

 
  1. Ивочкин А.М., Гусев А.Ф., Плющ И.В., Белоглазова С.В. Оптимизация подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности. // Медицина катастроф, скорая и неотложная помощь и экстремальная медицина: Сб. материалов международной научно-практической конференции, 18-19 апреля 2000 г. - Москва: ВЦМК ''Защита'', 2000. - С. 116-118.

  2. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - Москва, Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, КГПУ, 1996. - 246 с.

  3. Казначеев В.П. Проблемы геополитики и выживания нации России в XXI веке. // Безопасность жизнедеятельности и образование: Сб. - Новосибирск, 1999. - С. 6-16.

  4. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 352 с.

  5. Конев А.П. Организация подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях на территории Новосибирской области. // Безопасность жизнедеятельности и образование: Сб. - Новосибирск, 1999. - С. 17-22.

  6. Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья. // Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья: Сб. / Под ред. А.К. Демина. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, Фонд ''Здоровье и окружающая среда'', 1997. - С. 60-172.

  7. Склянова Н.А., Плющ И.В., Шелегин Н.Н., Ивочкин А.М., Гусев А.Ф. и др. Современные тенденции развития школьного курса ''Основы безопасности жизнедеятельности''. // Сибирский учитель. - 2000. - № 4. - С.10-14. NB. Cеминар ''Актуальные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки'', проходивший 16-20 октября 2000 г. на базе ГЦОЗ ''Магистр'', проведен за счет целевых благотворительных взносов администрации Новосибирской области, мэрии г. Новосибирска и МОФ СЦПОИ (межрегионального общественного фонда ''Сибирский центр поддержки общественных инициатив'') Оргкомитету Ярмарки социально значимых проектов организаций Новосибирской области в 2000 г.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети