Творческий подход к организации уроков труда в процессе педагогической практики

 Творческий подход к организации уроков заключается в готовности к преобразованию педагогической деятельности, конструированию новых структур, в поиске оригинальных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы.

Наиболее приоритетными направлениями формирования творческого подхода считаю:

1. Включение в урок игры.

2. Организация совместной деятельности.

3. Нетрадиционные уроки.

Освоение игровой формы организации осуществляется первоначально на практикуме в учебных мастерских, где студенты участвуют в играх с правилами, играх-ситуациях. Студенты моделируют игровые ситуации, которые могут применить на уроках труда в школе. Моделирование является своего рода упражнением в выполнении педагогического задания. В результате моделирования игровой ситуации члены группы определяют целевые ориентации игры — дидактические, воспитывающие, социализирующие, прогнозируют результат. В процессе наблюдения, анализа, сравнительного анализа показательных уроков труда студенты накапливают впечатления о включении игр в учебную деятельность, наглядные представления о преобразовании типового урока; делают выводы о том, каким образом игры оказывают влияние на развитие ребенка, насколько игра обеспечивает результативность деятельности детей; обосновывают выбор игры учителем. Освоение игровой формы организации урока труда продолжается на практике пробных уроков — использование игры в части пробного урока (введения, объяснения, упражнения, контроля).

На уроках художественного труда в начальных классах студенты используют игры, направленные на восприятие действительности, на развитие творчества, на восприятие искусства.

Следующий путь формирования творческого подхода к организации уроков труда заключается в освоении студентами способов организации совместной деятельности, предполагающей взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом. На занятиях студенты знакомятся с тремя основными способами совместной деятельности:

1. Совместно-индивидуальный. Характеризуется тем, что ученик выполняет порученную ему часть общей работы индивидуально, и лишь на завершающем этапе она становится частью единой композиции. Заостряется внимание на личном вкладе каждого в общее дело.

2. Совместно-последовательный. Работа организуется по типу конвейера, работы в бригадах: изготовление композиции разбивается на ряд операций, идущих друг за другом. Детей объединяют отношения взаимной зависимости, взаимного контроля, взаимной ответственности.

3. Совместно-взаимодействующий. Все учащиеся включаются в создание общей композиции. Они активно взаимодействуют друг с другом. Созданная ими работа — это не просто нечто единое, составленное из выполненных индивидуально частиц, это плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, где от каждого требуется максимальное участие, инициатива в сочетании с умением согласовать свои действия с деятельностью товарищей.

При освоении совместных способов организации деятельности студенты получают задания по разработке фрагментов урока на основе преобразования учебного материала на пробном уроке. Задания подобного рода позволяют студентам увидеть разнообразие форм, их усложнение. Апробация проектов пробных уроков дает возможность оценивать достоинства сов-местной деятельности, корректировать недостатки проектирования.

В процессе изучения теоретических основ методики преподавания трудового обучения студенты знакомятся с технологией нетрадиционных уроков, с их признаками и принципами, многообразием типов. Студенты убеждаются, что составить план нестандартного урока — значит, создать сценарий урока, где присутствует замысел, сюжет, кульминация, развязка. При разработке уроков нетрадиционного вида с последующей реализацией на практике важно научить студентов ориентироваться не на абстрактного ученика, под которого можно «подогнать» любой тип нестандартного урока, а на конкретных детей. В процессе трансформации плана классического урока в нетрадиционный студенты видят, что любой материал можно дать на уроке творчески, оригинально.

Успешное решение проблемы формирования творческого подхода к организации уроков труда возможно, если идет освоение сразу всех трех направлений. Комплексный подход к организации уроков трудового обучения приводит к качественным изменениям, создает условия для творческой деятельности детей.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети