Использование сочинения-характеристики для оценки уровня развития рефлексивных умений подростков

 В подростковом возрасте происходит формирование способности человека осознавать свои личностные качества и жизненные убеждения, анализировать отношения с окружающими и собственное поведение, что обусловлено развитием критического мышления. В связи с этим появляется возможность использовать методики, направленные не только на решение учебных задач, но и на совершенствование умений самопознания и взаимодействия с ровесниками и взрослыми людьми.

Нами была разработана методика развития коммуникативных и рефлексивных умений восьмиклас-сников путем обучения их созданию сказки и характеристики героя художественного произведения. Для реализации программы решались следующие конкретные задачи:

1) определение уровня развития связной речи и критического мышления учащихся;

2) обучение восьмиклассников написанию сказки как вымышленного рассказа о значимой жизненной ситуации;

3) обучение художественной интерпретации сказки с целью введения конструктивного варианта разрешения ситуации;

4) развитие навыков рефлексии при анализе ученических сказок (соотношении текстов с реальностью и с переживаниями их авторов);

5) обучение созданию характеристики сказочного (литературного) героя (раскрытие его личностных особенностей и мотивов его поступков);

6) обогащение словарного запаса лексикой кон-кретного значения и лексикой, обозначающей психическое состояние, а также ориентирование подростков на ее использование.

Опытное обучение проводилось автором в 8-м классе школы № 193 г. Новосибирска в 1998—1999 гг.

В данной статье будут рассматриваться начальный и итоговый этапы опытного обучения, предметом которых стало сочинение-характеристика в качестве показателя сформированных у подростков рефлексивных навыков.

Для того чтобы определить уровень развития связной речи и критического мышления восьмиклассников, им было дано задание написать сочинение-характеристику «Сказочный герой, который запомнился мне с детства». Очевидно, что герой, выбранный подростком для описания, обладает наиболее близкими к идеалу школьника качествами характера и манерой поведения, и поэтому сочинение может служить источником диагностического материала.

Предварительно учитель спрашивает учащихся, как они понимают задание дать характеристику герою сказки. В беседе формулируется такой ответ: «Дать характеристику — это показать черты характера, которые свойственны данному герою, описать, как они проявляются в поступках героя, выразить свое отношение к этому персонажу и таким образом объяснить свой выбор героя».

Далее учитель объявляет тему сочинения и говорит о том, что очень часто сравнивают какого-либо человека с героем сказки. Это происходит потому, что у каждого персонажа, как и у человека, свой характер, привычки, манера разговаривать и вести себя. Сказочные герои так же, как и обычные люди, совершают определенные поступки в соответствии со своими мыслями и чувствами.

Учитель отмечает, что характеристика героя сказки может быть полной или частичной (выборочной), где автор сочинения опишет и проанализирует отдельные черты характера героя, по его мнению, самые яркие и важные.

После этого учитель вместе с классом составляет план характеристики сказочного героя:

1. Каков мой герой по характеру?

2. Как он обычно ведет себя?

3. Почему он совершает те или иные поступки?

4. Мое отношение к нему (чем он мне запомнился, отличается ли он от других сказочных героев).

5. Мог бы существовать этот герой в реальной жизни? Почему?

Параллельно с составлением плана учащиеся вспоминают, как строятся тексты типа описания и рассуждения, которые будут использованы в сочинении.

Учитель сообщает ученикам, что план носит рекомендательный характер, и поэтому подросток может изменить его, чтобы наиболее полно реализовать свой замысел. Это сочинение было дано ученикам на дом, чтобы у них было достаточно времени для выбора героя и проработки основной мысли.

Анализ работ осуществлялся по известным в методической литературе критериям:

1) объем сочинения;

2) наличие замысла и его реализация;

3) количество микротем, их развернутость;

4) последовательность изложения;

5) наличие (распространенность, частота употребления) определенных языковых средств.

Также учитывались критерии, выделенные Т.А. Ладыженской в качестве дополнительных при анализе рассуждений:

1) развернутость микротем, в которых содержатся доказательства;

2) способы аргументации: анализ жизненного опыта, ссылка на литературу, доказательство от противного, умозаключение и т.д.;

3) наличие неправильных суждений, аргументов, выводов (логических ошибок);

4) наличие элементов оригинального (в аргументации, в языке, в композиции).

Объем сочинений учеников в среднем составил 105 слов, объем высказывания — в среднем 10 слов. У 20% учеников можно отметить грамматическую бедность и однообразие речи: простых предложений в сочинениях больше, чем сложных, или их примерно равное количество. В 75% сочинений замысел в основном реализован. В 8 работах ученики, стараясь сделать свою характеристику наиболее полной и детальной, не довели свои рассуждения до конца. Сформулировав несколько тезисов, подростки останавливались на доказательстве только одного из них, не аргументируя остальные.

Доказательствами тезисов в 58% сочинениях чаще всего являются примеры: «Мне он запомнился своей изобретательностью, находчивостью. Например, когда...». В 30% характеристик встречается анализ жизненного опыта: «Иванушка-дурачок — герой простой и глуповатый, поэтому он не смог бы жить в реальном мире. Сейчас люди стали наглые, только хитростью добиваются своего, и обязательно обманули бы Ивана», — в 18% — умозаключения: «В нашей жизни он (Маленький Принц) не мог бы существовать, так как ему некому было бы выговориться, не с кем побеседовать».

Доказательства в 4% сочинений принимают форму обращения к читателю: «Это портит ему жизнь. Судите сами: спас город, не успел перекусить — уже надо лететь в другую страну, беда там». Этот оригинальный прием повышает выразительность сочинения, свидетельствует о диалогичности мышления ребенка, адресованности текста читателю.

Выводами иногда становятся указания на отношение автора сочинения к герою, что бывает необоснованным (у 12% учащихся): «Карлсон очень смешно себя ведет: шутит, играет, может развеселить грустного человека. Но иногда он совершает не очень хорошие поступки. Один раз... Но все-таки Карлсон хороший малый. Он мне очень нравится». В данном примере ученица, не сделав вывода, что у Карлсона гораздо больше хороших качеств, апеллирует к тому, что он ей нравится, но это не имеет ничего общего с предыдущим рассуждением.

В 82% сочинений отсутствует минимум 1 вывод или 1 доказательство, а в 5 работах — гораздо больше, что делает характеристики сходными с описаниями: качества характера, поступки, привычки героя просто перечисляются, не подкрепляются обстоятельным анализом: «Маленькая Баба Яга очень добрая по характеру. Она каждый раз помогает людям в трудных случаях. Она веселая и смешная. Ее мечтой было...»; «Пятачок очень добрый, он смешит зрителей своими поступками, которые совершает ради своих друзей. Он доверчивый, незлопамятный и положительный герой. Все время он проводит со своими друзьями». По всей видимости, подростки считают характеристику, сопровождающую героя в сказке, своеобразной аксиомой и безоговорочно принимают ее, что и отражают в сочинениях. В таком случае тезисы приобретают значение общеизвестных и неоспоримых норм оценки персонажа и поэтому как бы не требуют доказательств. Эти ученики, скорее всего, еще находятся под сильным влиянием сказки и не могут отнестись к ней или ее героям критически. Они не видят главного в описываемом персонаже, не определяют его отличие от других сказочных героев и стараются писать все, что знают, не структурируя текст, из-за чего в их работах тема раскрыта поверхностно, а изложение непоследовательно.

Сорок процентов учеников выбирают частичную характеристику, и им легче сформулировать основную мысль и разворачивать ее, пользуясь схемой рассуждения и не отвлекаясь на второстепенные тезисы и доказательства. Примером может служить следующее сочинение.

Мой герой — Печенюшкин

Когда я была маленькая, я любила читать сказки С. Белоусова. И любимой моей сказкой была сказка про Печенюшкина и страну Фантазилью.

Печенюшкин — волшебная обезьянка, которая может превращаться в кого угодно. Но чаще всего это благородный рыжеволосый мальчуган со шпагой-мечом в ножнах. У него голубые-голубые глаза, огненно-рыжие волосы (причем шерсть у обезьянки такая же и глаза тоже) и лицо в веснушках. Он очень смелый и благородный, всегда появляется там, где его помощь очень нужна. Это портит ему жизнь. Судите сами: спас город голубых загрызунчиков, не успел перекусить — надо в Феервиль лететь, беда там. Кстати, о пристрастиях. Пиччи-нюш (это его настоящее имя) любит печенье до хвостовой дрожи (он все-таки обезьянка). Я так любила Пиччи, что сильно ревновала, когда он говорил комплименты и дарил подарки Лизе и Алене Зайкиным. И жалела, что фан-клуб «Пиччи» существует только в книге, а сказка про Фантазилью не очень знаменита.

Жаль, что таких благородных людей (и обезьян) на свете быть не может. Уж очень благородны они для нашей жизни.

 

В этом сочинении особое внимание уделяется одному качеству характера героя — его благородству. Тезис («Он очень смелый и благородный») подтверждается доказательствами и примерами. Общий вывод содержится в заключении и выглядит как тезис «Таких людей быть не может», который аргументируется анализом жизненного опыта.

Все ученики, описывающие своего героя выборочно, справились с поставленной задачей, как и 28% учащихся, которые давали ему полную характеристику. Их сочинения содержат глубокий анализ особенностей героя сказки, возможный в силу критического осмысления поступков персонажа: «...Но образ Бабы Яги гораздо сложнее. Она подчиняется только своим интересам. Не понравился ей человек — она решает его погубить. А если у них общая цель, то Баба Яга старательно ему помогает».

Количество микротем в сочинениях восьмиклассников — от 3 (мое отношение, роль героя в сказке, почему он мне запомнился) до 5 (в основном соответствующих пунктам плана). В 53% работ микротемы не развернуты. Подростки называют черты характера героя, но не описывают их проявления в поступках, в отношениях с другими персонажами. Им легче оценивать образ сказочного героя, чем анализировать мотивы его действий. Еще труднее им найти то, что им не нравится в описываемом персонаже (всего 5 человек выявили отрицательные качества, применив критическое мышление).

Характеризуя выбранного героя, подростки используют оценочную лексику, но в 58% сочинений преобладают слова широкого семантического охвата (красивая, добрый, злой, хорошо себя ведет, особенный характер, плохой, веселый, смешной и т.д.), поэтому характеристика выглядит размытой, неконкретной. Это свидетельствует о том, что ученики употребляют те слова, которыми герой описывается в сказке, и не сопровождают эти «заимствованные» оценки своими комментариями, анализом или критикой ценностей сказки как не соответствующих реальности, «бытовому мышлению».

Завершал опытное обучение и определял его результаты урок, целью которого была подготовка к созданию сочинения-характеристики литературного героя и обучение переносить это умение на характеристику человека. Учитель просит подростков сформулировать смысл словосочетания «дать характеристику». В процессе беседы учитель и учащиеся приходят к следующему варианту: «Дать характеристику — раскрыть характер человека (в том числе и литературного героя), то есть познакомить с теми постоянными особенностями, которые проявляются в его внешности, поведении, в его отношении к другим людям, в образе жизни, в его взглядах, переживаниях, размышлениях и т.д.)»; «В каких случаях в жизни нам необходимо характеризовать человека? Например, для того чтобы обосновать пригодность человека к занятию какой-либо должностью. Такие характеристики иногда требуют при приеме на работу, они чаще называются рекомендациями. На какие качества человека нужно обратить внимание в таких характеристиках?». («На такие качества, которые обеспечат наилучшее выполнение обязанностей. Например, доброта, честность, справедливость, уступчивость или целеустремленность, стремление к соперничеству или сотрудничеству».) «Эта характеристика будет в деловом стиле — она точная, лаконичная, убедительная. Где мы можем встретиться с художественной или разговорной характеристикой?». («В художественном произведении есть характеристика, помогающая понять героя».) «Подобную характеристику мы будем использовать, если захотим познакомить со своими друзьями, родителями нового человека, захотим рассказать о ком-то, кого мы уважаем, кто нам нравится. Какие качества мы подчеркнем при этом?». («Внешность, общительность — если захотим, чтобы его приняли в компанию, или другие, которые нам нравятся».) «Эта характеристика будет яркой, эмоциональной, впечатляющей».

Затем учитель задает вопрос о задаче человека, создающего характеристику. Решение этой задачи помогает сформулировать замысел сочинения-характеристики, подчеркнуть основную мысль. С помощью учителя подростки определяют ее как стремление увидеть, чем этот человек / персонаж, о котором пишешь, интересен для тебя, что выделяет его из окружающих, увидеть особенное в нем. «Важно подметить проявления характера, — добавляет учитель, — в поступках, в речи, во внешности, даже в окружающей героя обстановке, и написать о них так, чтобы читатель мог понять главное в том человеке / персонаже, о котором идет речь».

Далее учитель переходит к рассмотрению типов текста, составляющих характеристику. «Какие типы текста мы будем использовать, создавая характеристику?» («Описание»). «Что мы будем описывать?» («Внешность, манеру поведения, поступки»). «Как строится описание, по какой схеме?» («Общее впечатление Детали»). «Также мы можем применить сравнительное описание, если захотим описать сходства и различия нашего героя и других». Учитель напоминает учащимся о построении схем сравнительного описания (записывает их на доске):

1. Общее: а); б); в).

2. Различия: а); б); в).

3. Вывод (сразу о двух героях).

1. Первый человек: а); б).

2. Второй человек: а); б).

3. Вывод.

«Очень важно указать основание для сравнения, т.е. ту черту характера, которая сближает или различает сравниваемых людей / персонажей».

«Какие еще типы текста мы сможем использовать?» («Повествование»). «О чем мы будем рассказывать?» («О случае из жизни этого героя (человека)».

«Будем ли мы рассуждать, давая характеристику?» («Да, мы можем обосновать свое мнение, свое отношение к герою»). «Из каких частей состоит рассуждение?» («Тезис -->Доказательство--> Вывод»). «Какие вводные слова употребляются при рассуждении?» («Тезис вводят слова «я думаю», «мне кажется», «по-моему», «на мой взгляд» и др.; вопрос или утверждение, подводящее к доказательству, оформляют «разве», «почему», «чем это объяснить», «попробую доказать, подтвердить, убедить» и др.; доказательства — «во-первых», «во-вторых», «наконец», «самое главное», «по словам», «по мнению», «возможно», «предположим», «люди знают», «говорят», «обычно», «всегда», «судите сами»; вывод — «мы убедились», «значит», «следовательно», «итак», «вот почему» и др.»). Учитель акцентирует внимание на разных видах доказательства, на обязательности либо тезиса, либо вывода; на доску выносится схема рассуждения и скрепы.

Следующим этапом работы над характеристикой является составление плана с параллельным редактированием негативных образцов.

1. Вступление. Учитель читает отрывки из сочинений-характеристик «Мой любимый сказочный герой» и комментирует их. «В ваших характеристиках любимого сказочного героя в основном были такие вступления: «Я хочу рассказать...», «Мой любимый герой — ...», «Мне нравится...». Как еще мы можем начать нашу характеристику?» («Рассказом о встрече с человеком / героем и обстоятельствах этой встречи»). «Конечно, мы можем описать ситуацию, обосновывающую выбор героя. Я хочу прочитать вам оригинальные, необычные вступления к сочинениям о любимом герое: «Когда я была маленькая, я любила читать сказки. И моей любимой сказкой была...», «Почти все сказочные герои по-своему хороши, и красивы, и добры. Мне больше всех нравится...».

2. Образ героя (собственно характеристика). Для того чтобы описать героя более подробно, учитель предлагает подросткам выделить несколько подпунктов, представляющих разные стороны личности героя:

а) внешность («Всем известно, что характер проявляется во внешности человека, и мы будем описывать только те внешние черты героя, которые являются отражением его внутренних качеств. Послушайте, что вы писали в своих первых характеристиках: «Она очень красивая»; «Это маленький, толстенький человечек»; «Это неопрятно одетая старуха». Какими еще словами можно описать внешность человека? Давайте составлять устно мини-рассказы (несколько предложений) о внешности какого-либо героя» («Кощей Бессмертный — одетый в черное старик. Его глаза холодные, как лед. В них отражается его душа»);

б) интеллект («Способность человека пользоваться своим умом проявляется во многих поступках. Вот как вы писали об умственных способностях героя: «Он очень простой, глуповатый, но в то же время умный, находчивый»; «Он изобретательный, всегда находит выход из трудной ситуации». Какие еще качества относятся к проявлениям интеллекта?» («Сообразительный, любопытный, сомневающийся, понимающий, остроумный» — лексика записывается в тетрадь));

в) воля («Нужно также описать поступки, в которых проявляются волевые качества. Например, в одной из характеристик: «Он сильный, храбрый и смелый. Он защищает народ от врагов и чудовищ, потому что ненавидит зло». Как еще можно сказать о воле человека?» («Волевой, безвольный, активный, ленивый, энергичный, целеустремленный, решительный, уступчивый, трусливый, терпеливый, выносливый, организованный, ответственный»). Лексика заносится в тетрадь, к словам добавляются антонимы);

г) эмоции («Характеризуя эмоции человека, мы говорим о том, как его настроение влияет на поведение. Например: «Он очень ворчливый, недовольный, все ему не нравится»; «Он непредсказуем. Настроение его часто меняется: то он жизнерадостный, то грустный и задумчивый». Какими словами мы можем дополнить характеристику эмоций героя? («Веселый, грустный, впечатлительный, оптимист, обидчивый, ласковый, твердый, страстный, скромный, гордый, душевный, безразличный, совестливый, самодовольный»));

д) отношения с окружающими («Называя качества, мы описываем, как это происходит в конкретных ситуациях. В ваших первых характеристиках часто встречаются описания отношений с другими героями. Я прочитаю некоторые из них: «Она помогает людям в трудных ситуациях»; «Она пытается навредить героям, сделать свою очередную пакость. Она подчиняется только своим интересам»; «Он играет, шутит, может развеселить грустного человека»; «Он готов все сделать ради своих друзей». Какие еще черты характера проявляются в отношениях между людьми?» («Добрый — жестокий, альтруист — эгоист, общительный, скрытный, честный, деликатный, заботливый, лицемерный, отзывчивый, надежный, властный, верный»). Подростки записывают эти слова, сами распространяют список, подбирают антонимы.);

е) общая оценка («После того как мы рассмотрели характер героя подробно, мы можем обобщить, оценить его в целом (положительный, отрицательный, сложный, противоречивый, оригинальный, обыкновенный, яркий, «серый», глубокий, интересный, естественный и т.д.). Здесь же мы сравниваем этого героя с другими, выделяя сходства и отличия, можем прогнозировать развитие и изменение этого героя в будущем, говоря о том, что с ним может произойти»).

3. Отношение к герою. «Каким образом можно выразить отношение к персонажу?» («Мне он нравится (не нравится), так как (несмотря на...»). Персонаж вызывает во мне (я чувствую по отношению к нему) восхищение, преклонение, осуждение, разочарование, жалость, сопереживание, нежность, неприязнь, непонимание, равнодушие, ненависть, и т.д.»). Ученики фиксируют в тетради конструкции и их лексическое наполнение.

4. Воздействие героя на меня. «Какие изменения произошли во мне? Что он помог мне понять? Запишите несколько вариантов из тех конструкций, которые я прочитаю: «Заставляет по-другому взглянуть на...», «Побуждает к...», «Помог понять, как (что)...», «Я нахожу, что у нас есть общее (различие): ...», «Хотел бы походить на него тем...» и др.

Подросткам дается инструкция: «Вам нужно будет написать сочинение-характеристику сказочного персонажа (из любой сказки, сочиненной вами, народной или литературной) или героя художественного произведения, о котором вам захочется рассказать. Для чего, по-вашему, может пригодиться в жизни умение характеризовать человека, анализировать его поступки? («Чтобы выбирать друзей»). Верно. Научившись анализировать поведение человека, мотивы его действий, вы будете лучше понимать окружающих и сможете сближаться с теми людьми, которые вам подходят, и отдаляться от тех, кто может навредить вам, причинить боль, не способен понять вас. Поэтому характеристика сказочного и литературного героя — один из первых шагов в этом направлении».

Объем сочинений учеников в среднем составляет 150 слов (15 предложений). Объем высказывания в среднем равен 10 словам. Во всех работах присутствует наличие замысла, в 4% сочинений он реализован не полностью. Количество микротем в сочинениях — в среднем 7 (в соответствии с пунктами плана). Подростки разворачивая микротемы и подробно описывают поступки своих героев, раскрывающие их характер. Всего в 20% работ есть нераскрытые микротемы, содержащие описание отношения к герою и оценочную лексику широкого семантического охвата («Я отношусь к нему хорошо»; «Этот герой воздействует на меня положительно»; «Он очень умный»; «Его нельзя назвать глупым, скорее, он глупенький. Он очень добрый»; «Она относится к другим героям с душой, без всякого зла») при мотивированности остальных микротем.

Ученики соблюдают при характеристике героя схему рассуждения, во всех работах тезисы сопровождаются доказательствами и выводами. В сочинениях присутствуют либо тезис, либо вывод, выделяющий то или иное качество характера героя. Доказательствами тезисов чаще всего являются примеры поступков героя («Она была очень доверчивой, так как, несмотря на совет гномов, впустила в дом старуху, в которую превратилась злая мачеха»; «Она была слабой, немного бесхарактерной. Когда сестры несправедливо разделили отцовское добро, Аленушка ничего не сказала, промолчала и пошла куда глаза глядят, счастье искать»; «Также он был немного хитроватым. Когда папа Карло пригрозил Буратино, что запрячет его в карман куртки, то человечек «ловко вывернулся, шлепнулся на мостовую и притворился мертвым...»). В последнем примере ученик использует цитирование, ссылаясь на текст сказки буквально. Доказательства, подкрепляемые примерами, есть во всех сочинениях.

В 40% работ встречается в сочинениях и ссылка на жизненный опыт учеников («Он в жизни грубого слова никому не сказал, но это не значит, что он беспомощный»; «По-моему, такие ужасные живые существа не имеют права на жизнь. Я даже не знаю, как можно ее оправдать. Ведь у ней нет постоянных особенностей характера, она бывает какая угодно, имеет психологические отклонения, заставляющие ее убивать»; «Многие люди идут по следам отрицательных героев, поэтому они злые и скупые, а людей, которые были бы не трусливы, не ленивы, не злы, в мире немного»).

12% учеников обращаются к доказательству-предположению («Я считаю, что такие герои, как Иван, могут помочь злым и никчемным людям понять, какие поступки нужно совершать, а какие нельзя. Будь людей с таким характером побольше, и плохие исправились бы и стали бы хорошими»; «Я думаю, что такой человек, как Пеппи, и в реальной жизни сумел бы завоевать доверие, уважение окружающих, так как все знают, что дождь необходим всему живому»; «Дельфин очень умное животное, и его способности почти равны человеческим, что известно всем»; «Как у всех земноводных, у него нет развитого интеллекта»).

В рассуждениях почти все ученики использовали скрепы (на мой взгляд; по-моему; например; почему же..; хочу подвести итог своим рассуждениям; во-первых, во-вторых; я считаю; я думаю; мне кажется; в общем; следовательно; итак; хорошо известно; все знают; самое главное; значит; поэтому и др.). Подростки анализируют поступки героя и их мотивы, оценивают качества характера или поступки, создавая цельный образ персонажа и подчеркивая противоречия между сказочной и их собственной оценкой этого героя. 48% учеников отрицательно оценивают качества героя («Правда, силы воли у него маловато, и это мне не очень нравится в нем»; «У него слабо развиты такие качества, как трудолюбие, сила воли, он часто ленится, даже иногда не хочет подумать, прежде чем сделать что-нибудь, не любит работать»; «Он был немного глуповат, ему казалось, что в мире все легко и просто. Буратино доверчиво относился ко всем, думал, что все может быть без обмана»; «Хотя Кащей и отрицательный герой, он мне нравится тем, что всегда пытается добиваться своих целей, причем никого не зовет на помощь, а делает все сам»). В последнем примере ученица переосмысляет оценку героя, данную в сказке.

Характеризуя героя, подростки пользуются оценочной лексикой. В среднем на одну работу приходится около 30 экспрессивных слов. Из них слова широкого семантического охвата встречаются в среднем 8 раз в одном сочинении. Сравнение лингвистических параметров первых и вторых сочинений-характеристик представлено в таблице (см. ниже).

При написании сочинений-характеристик происходит и развитие связной речи, что обусловлено также совершенствованием навыков рефлексии у восьмиклассников. Подростки критически осмысливают образ героя, находят его достоинства и недостатки, анализируют проявление качеств характера в различных ситуациях. Ученики создают дифференцированный образ героя, насыщают характеристику экспрессивной лексикой конкретного значения, количество которой увеличивается по сравнению с характеристиками в констатирующем эксперименте на 25%, а количество слов широкого семантического охвата уменьшается на 25%, т.е. происходит обогащение активного словарного запаса учащихся, они ориентируются на создание не обобщенных, а конкретных описаний героя. Увеличивается объем сочинений, количеств микротем и их развернутость. Подростки строят характеристики по схеме рассуждения: «тезис, доказательства, вывод». Они высказывают свое отношение к герою, находят личные сходства с ним и отличия от него.

Литература

  1. Астафурова А.П. Методика работы над деловым и художественным описанием предмета в 4 классе. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1976.
  2. Зайдман И.Н. Объясняем и доказываем: Методические указания по развитию связной речи. - Новосибирск, 1990.
  3. Ладыженская Т.А. Определение уровня развития связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся. - М., 1974. - С. 8-32.
  4. Методические указания к факультативному курсу  (7-8 кл.): Пос. для учителя / Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. - М., 1986. -126 с.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети