Возможности исследовательского подхода в обучении (на примере естественнонаучной образовательной области)

 В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся. Поэтому целью исследовательской деятельности является активное освоение учеником теоретической информации и практического опыта. Для ученика значим собственный мир восприятия окружающей действительности, и результаты этого восприятия не могут быть получены ни одним учителем. Следовательно, при реализации исследовательского подхода меняется роль педагога. Выступая в роли организатора учебного процесса на исследовательской основе, учитель призван действовать как консультант и партнер, а не как источник готовых знаний и директив для учеников. Неудовлетворенность результатами системы школьного образования привела к необходимости иной расстановки акцентов в учебной деятельности, т.е. усиления роли исследовательского компонента, о чем свидетельствует содержание основных образовательных законодательных документов. Реализация исследовательского подхода может не нарушать существующей классно-урочной системы занятий и содержания обучения, определенного образовательным минимумом для базового уровня. В то же время эффективность исследовательского подхода высока в гимназиях, лицеях и других типах учебных заведений, предусматривающих углубленное, профильно-ориентированное обучение. Общеизвестно, что исследовательская деятельность учащихся, как в организационном, так и содержательном плане, находится в прямой зависимости от способностей педагога. Невозможно переоценить значение глубокой и разносторонней эрудиции учителя, его общей культуры, широты интересов для создания творческого образовательного процесса. Умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику от умения формулировать личное суждение-ответ перейти к умению выбирать альтернативу на основе имеющейся информации и логически осваивать практику принятия рациональных решений. Опытный педагог всегда будет учитывать при развитии этих мыслительных операций возрастные особенности учеников. Овладение младшими школьниками такими методами исследования, как наблюдение и измерение, позволит учителю старших классов школы сосредоточить свое внимание на овладении такими методами, как конструирование, моделирование и прогнозирование.

Обучение огромному количеству теоретических понятий (в курсе школьных предметов естественного цикла раскрывается значение более 1000 понятий) не всегда возбуждает интерес ученика узнать еще больше и тем более не стимулирует самостоятельный информационный поиск. Возможно, практико-ориентированный и интегративный характер естественнонаучных исследований школьников позволит отчасти разрешить эту проблему.

В результате обобщения опыта реализации исследовательского подхода педагогами естественного цикла на специальных курсах «Исследовательская деятельность учителя и ученика» и проблемных семинарах, проводимых на кафедре естественнонаучного образования НИПКиПРО, были выделены наиболее проблемные в практической реализации позиции, которые необходимо формировать у педагогов:

  • умение формулировать проблемы с учетом реальных учебных задач в понятной для детей форме;
  • умение избегать директивных приемов при реализации роли консультанта и партнера;
  • умение стимулировать и поддерживать процесс творческого исследования;
  • умение предоставлять оптимальное и эффективное опытно-экспериментальное обеспечение исследовательского процесса;
  • умение обеспечить самостоятельность ученика в наблюдении, описании и интерпретации результатов исследования;
  • умение оценивать альтернативные точки зрения, достоинства и недостатки предлагаемых объяснений и фактов;
  • умение достоверно аргументировать полученные исследовательские результаты;
  • умение интегрировать знания и применять их для получения новых знаний;
  • умение соединять академические знания с прагматическими и соблюдать баланс этих знаний.

Анализ опыта исследовательской деятельности учащихся показал, что учителя используют в своей практике задания-исследования по предметной тематике, исследования экспериментального плана по естественнонаучному циклу, исследовательские проекты, научные мастерские предметной направленности и научно-исследовательские конференции учащихся. Последняя форма становится популярной и широко реализуемой на различных статусных уровнях (школа, район, город, область, регион, страна, мировое сообщество). Поистине научно-исследовательскую конференцию учащихся можно считать диагностической формой, так как содержание обсуждаемых на конференциях исследовательских проектов позволяет судить об образовательном уровне учащихся и роли учителя-руководителя в этом процессе. Огромное значение при этом имеет способность преподавателя создать мотивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к предмету, эмоционально-чувственным восприятием и выбором будущей профессии. Важность последнего критерия в настоящее время возрастает. К огромному сожалению, в результате многолетних наблюдений практической реализации школьных, районных, городских и областных научно-практических конференций школьников можно сделать вывод о том, что мотивацией для такого рода деятельности учащихся не всегда являются указанные критерии. Возможно, объяснением этого факта послужит конъюнктурно-рыночный характер стимуляции участия в такого рода деятельности: количество лауреатов конференций служит показателем педагогического профессионализма учителя и успешности работы образовательного учреждения.

Получившая широкое распространение в школах города и области практика научного руководства также требует серьезного анализа с позиции соответствия педагогическим основам. Процесс адаптации специальных научных методик для детского исследовательского творчества труден для учителя, поэтому ему необходим исследовательский опыт ученых. Однако исследовательский процесс и особенно обсуждение его результатов должны выстраиваться с позиции субъективной научной новизны. Естественно, что результат, достигнутый учащимися, является достоверным и обладает новизной. В этом случае ученик выступает в роли первооткрывателя, и авторитетное жюри всегда должно это учитывать. Часто тематика исследований школьников находится в прямой зависимости от научной проблемы, решаемой научным руководителем. Положительным моментом этого явления, возможно, будет глубина раскрытия проблемы, отрицательным — то, что ученик лишается возможности выбрать проблему, решение которой было бы обусловлено его личным интересом.

Введение в педагогических вузах специальных курсов по методике исследовательской деятельности школьников, по статистической обработке полученных экспериментальных данных облегчило бы взаимопонимание и способствовало бы конструктивному общению учителей и научных руководителей школ.

Анализируя сложившуюся практику подготовки докладов и рефератов по определенной тематике, можно сделать заключение о том, что во многих случаях эта деятельность учеников исключает исследовательский компонент. Добросовестное переписывание журнальных статей и компьютерных сообщений, материалов отчетов городского комитета природы, оценка внешнего оформления и озвучивания текстов — вот примерный алгоритм распространенной имитации детской исследовательской деятельности. Стратегия научного поиска учеников серьезна и кропотлива в реализации. Учитель обязан активизировать исследовательский процесс, чутко отследить сбор эмпирической информации, оценить выбор методов исследования и их соответствие методологической логике исследования, проконсультировать описание и осмысление полученных результатов, научить навыкам оформления итогов работы и их устной презентации. В настоящее время у учителей больше вопросов, чем ответов при реализации обозначенных этапов исследовательской деятельности. При этом для педагогов наиболее остро проблема обозначилась на этапе статистической обработки полученных учащимися данных. Многие учителя не владеют методиками оценки достоверности результатов, обсуждение которых в таком случае некорректно («гораздо больше», «достаточно снизился» и т.д.). Решить обозначенную проблему этого этапа исследовательской деятельности учителю невозможно без введения в учебный план вузов соответствующего специального курса. Проблемой экспериментального этапа исследовательской деятельности является недостаточное развитие лабораторной базы. Этот факт объясняется сокращением финансирования данной статьи на уровне школы и не всегда соответствующего целям и задачам исследования имеющегося в наличии лабораторного оборудования. Так как естественнонаучные исследования в настоящее время активно развиваются, то возникает необходимость адекватного развития лабораторно-технической базы. С одной стороны, отчасти решить эту проблему можно было бы, если бы сеть научно-исследовательских институтов СО РАН, МАН, РАСХН, а также вузы соответствующих профилей могли предоставить возможность использования своего лабораторного оборудования школьникам. Этот процесс позволил бы ученым на более раннем этапе оценить и взрастить себе достойную смену, а школьникам — бесконфликтно определиться с выбором профессии. С другой стороны, учитывая обязательность развития экологического образования, создание городским комитетом охраны природы, департаментом природных ресурсов регионального опытно-экспериментального центра для школьников позволило бы этим государственным структурам действенно помочь развитию исследовательской деятельности школьников.

Оценивая в целом результаты развития школьной естественнонаучной исследовательской деятельности в г. Новосибирске и Новосибирской области, можно сделать вывод о ее педагогической целесообразности и необходимости развития.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети