Иностранный язык в информационно-образовательном пространстве школы

 На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков (ИЯ) в нашей стране. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

Разносторонние преобразования в обществе во-влекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение (через систему ИНТЕРНЕТ) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Поэтому возросли и потребности в использовании ИЯ. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. И поэтому программа, созданная 6 лет назад, не потеряла своей актуальности, а, постепенно совершенствуясь и частично изменяясь, продолжает работать, снимая проблему перегрузки учащихся, поддерживая стойкий интерес к изучению английского языка и обеспечивая довольно высокий уровень качества знаний (в 1999 году в ходе государственной ак-кредитации 85% учащихся 11-го класса выполнили тестовые задания на отлично).

Основная цель обучения английскому языку (АЯ):

  • развитие у школьников способностей использовать ИЯ как инструмент общения в диалоге культур современного мира — это развивающий компонент цели;
  • формирование и развитие коммуникативной культуры (языковой, речевой, социокультурной компетенции), необходимой для общения в пределах порогового и продвинутого порогового уровня, развитие культуры устной и письменной речи на ИЯ в условиях официального и неофициального общения — это образовательный и практический компоненты цели;
  • формирование у школьников уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству — это воспитательный компонент цели.

Задачи и содержание обучения АЯ:

  • формирование и развитие продвинутых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо);
  • социокультурное развитие учащихся с помощью страноведческого, культуроведческого и лингвокультуроведческого материала;
  • развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать информацию, представляющую интерес для учащихся;
  • ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком, с международными требованиями к уровню владения АЯ как иностранным.

Поставленные цели и задачи реализуются в процессе работы при использовании как традиционных методик обучения, так и обновленных технологий. Так как контингент учащихся НОУ «Начало» имеет свои особенности, а именно:

  • частое обновление состава учащихся (неудовлетворенность уровнем образования, отсутствие учителей по отдельным предметам, личностные отношения в государственной школе и возникающие материальные проблемы в семье при обучении ребенка в частной школе);
  • разный уровень подготовки учащихся в одном классе (наличие вновь пришедших учеников со слабой подготовкой и обучающихся уже от 2 до 5 лет у одного учителя);
  • разные способности учащихся в силу разных субъективных причин (педагогически запущенные дети, ослабленные и часто болеющие дети, дети конфликтные и агрессивные);
  • поступление в школу детей с гуманитарными способностями, желающих получить в будущем профессии юриста, экономиста, журналиста и т.д.,

— то и способы достижения результатов требуют использования всех возможных вариантов организации учебного процесса и новых педагогических технологий в обучении АЯ.

Для достижения поставленной цели, чтобы подтянуть отстающих учащихся, выявить и восполнить пробелы в их подготовке, снять ощущение напряженности, вызванное «неуспешностью», преодолеть состояние враждебности, конфликтности и агрессии, считаю необходимым и стараюсь создать благоприятный психологический климат на уроке, добиться, чтобы учащиеся поверили в свои силы; пытаюсь формировать и развивать интересы учащихся, заинтересованность в успешном освоении АЯ, используя специфическую организацию учебной деятельности, основанную на использовании традиционных и обновленных технологий.

Таким образом, в своей работе я опираюсь:

1) на различные формы урока (урок-путешествие: Лондон, Вашингтон, Москва и т.д.; урок-викторина, урок-конкурс по аудированию и чтению, урок-семинар по грамматике, видеоурок);

2) на опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход, технология которого успешно вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика, обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы (слабого и сильного), дает возможность получить достаточную устную практику и отработать грамматический материал для формирования необходимых умений и навыков (особенно в 5—6-х классах, где каждый год приходят 40—50% новых учеников со своими проблемами). Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся с разным уровнем подготовки в разных учебных ситуациях (Р. Славин, университет Джона Хопкинса; Р. Джонсон и Д. Джонсон, университет штата Миннесота; группа Э. Аронсона, университет штата Калифорния);

3) на метод проектов на уроках АЯ.

Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности и лингвистическую компетенцию на требуемом уровне, необходима активная устная практика для каждого ученика класса, группы. Для формирования коммуникативной компетенции вне языкового окружения важно предоставить учащимся возможность мыслить, рассуждать над возможными путями решения проблем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в функции формирования и формулирования этих мыслей. Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ заключается в переносе акцента с разного рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. И метод проектов позволяет решить эту дидактическую задачу и превратить уроки АЯ в дискуссионный клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и, по возможности, на основе межкультурного взаимодействия. Для решения проблемы, лежащей в основе проекта, пытаюсь помочь овладеть определенными интеллектуальными (умение работать с информацией, текстом, справочным материалом), творческими (умение генерировать идеи, находить много вариантов решения проблемы), коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, находить компромисс) умениями.

Таким образом, метод проектов — суть развивающего личностно-ориентированного характера обучения.

На уроках в 9—11-х классах проходят дискуссии по темам «Преимущества и недостатки обучения в частной школе в России и в Англии», «Проблема свободного времени у молодежи» и т.д. Как видно из примеров, метод проектов можно использовать практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение), (американские педагоги 
Дж. Дьюи, Килпатрик, австрийский педагог Рудольф Штайнер);

4) на разноуровневое обучение.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т.е. основные свойства личности учащихся. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. При «внутренней» дифференциации индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе; оно очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При «внешней» дифференциации учащиеся объединяются в группы по некоторым индивидуальным признакам. В дидактике различают дифференциацию:

1) по способностям;

а) общим (память, мышление, познавательная активность);

б) частным (гуманитарные, исторические, и т.д.);

в) неспособностям (класс коррекции);

2) по проектируемой профессии (спецкурсы, спецшколы);

3) по интересам (предметы).

Создать классы по двум последним пунктам в условиях нашей школы не представляется возможным, а вот классы по способностям получили путевку в жизнь. Классы коррекции — это, конечно, не самый лучший и гуманный выход из положения. Но в силу определенных причин мы в нашей школе вынуждены вот уже третий год создавать такие классы, где все предметы осваиваются на том же «корректирующем» уровне, предполагающем значительное снижение уровня сложности и полноты освоения предметов (7 «б», 8 «б», 9 «в», 11 «б» классы). Для них создаются специальные программы, учитывающие уровень их подготовки и их индивидуальные способности. Облегчение изучаемого материала позволяет им осваивать материал, проходит состояние постоянной «неуспешности» и агрессии, растет интерес к процессу обучения, а с ним и появляются первые победы.

Несколько слов об учебных пособиях.

Для повышения мотивации в обучении АЯ последние 5 лет большое внимание уделяю использованию УМК, созданных носителями языка. Это рекомендованные и одобренные лабораторией ИЯ МИПКРО и Министерством образования России учебники издательства LONGMAN Stepping Stones, World Class, Blueprint (3 и 4). Но эти УМК не имеют достаточной системы грамматических упражнений и текстов для чтения. Чтобы достичь необходимого уровня автоматизма в обучении грамматике, дополняю указанные УМК системой упражнений, разработанных и систематизированных мной в процессе работы за последние 4 года, объединив грамматический материал в блоки. Кроме этого использую Project English (1 и 2), Round Up (4, 5, 6), Headway (3, 4, 5).

Блочная система подачи грамматики и использование логических схем помогают моим учащимся быстрее осваивать и качественнее использовать на практике в устной и письменной речи изучаемый материал, т.к. все виды памяти — зрительная, слуховая, моторная плюс артикуляция — используются при работе со схемами. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др. Крупные блоки и логические схемы помогают решить и проблему пробелов у вновь пришедших учащихся.

Для восполнения дефицита текстов для чтения использую Double Take (1, 2, 3) OUP, книги для чтения издательства «Просвещение» и других издательств.

За последние 5 лет мною подобран и систематизирован материал для обучения аудированию с системой заданий различной степени сложности. Тексты начитаны носителями языка.

В современном курсе обучения ИЯ очень важной мне представляется роль контроля как средства, обеспечивающего оценку хода и результатов обучения, чтобы можно было обоснованно судить о полноте реализации целей программы, своевременно внести в нее необходимые коррективы и стимулировать учащихся к успешному овладению АЯ. В своей работе использую текущий (уровень речевых навыков — произносительных, лексических, грамматических, техники чтения), периодический (почетвертной на уровне речевых умений — аудирования, говорения, чтения, письма), итоговый (в конце года на уровне сложных речевых умений и общей языковой компетенции) контроль в виде тестов с разным уровнем сложности.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети