Учиться властвовать собою

Целевые установки физкультурного образования обусловлены многими факторами, и, поскольку эти факторы меняются, не остаются статичными и неизменными и цели воспитания. Преподавание физкультуры дает возможность для самопознания личности и познания мира. Школьник учится наблюдать за самим собой и понимать себя. Преподавание физкультуры должно готовить его к встрече с реальной жизнью. Школьник, усваивая навыки физкультурно-спортивной деятельности, овладевает основами спортивного поведения, возможностью рационально заниматься физической культурой и спортом в свободное время и после окончания школы. Ему необходимо получить представление о мире физической культуры и спорта, позволяющее сознательно формировать свое отношение к этой сфере деятельности.

Внимания заслуживают следующие выделенные нами цели физкультурно-оздоровительного обеспечения образовательного процесса:

а) область спортивно-моторных целей — сюда в первую очередь относятся такие моторные качества, как ловкость, выдержка, сила, проворство и быстрота;

b) область аффективных целей — определяется такими эмоциями, связанными с игрой и спортом, как наслаждение и радость. Такая целевая установка за-ключается в том, чтобы посредством различных физических движений так удовлетворять потребность в двигательной активности, чтобы она приносила удовольствие, радость и наслаждение;

c) область эстетических целей — грация, красота движения и тела рассматриваются как главное эстетическое требование;

d) область социальных целей, где спорт и игра представляются особенно подходящей сферой приобретения такого социального опыта, как терпимость, готовность помочь ближнему, способность к сотрудничеству, умение вести себя в конфликтных ситуациях и т.д.;

e) область этических целей, с педагогической точки зрения, прежде всего, связана с упрочением нравственности. Поэтому формирование характера часто рассматривается в качестве кульминационного пункта нравственного воспитания.

Учитывая задачи, стоящие перед школой-комплексом в целом, мы ставим перед собой осуществление в процессе физкультурно-оздоровительного процесса общих целей, обладающих статусом «руководящих идей». Это не какие-то случайные цели, а цели, которые за последние 10 лет в научных теориях приобрели актуальное значение.

Целевая установка физкультурно-оздоровительного процесса основана на идее «эмансипации»: ответственность и компетентность; автономия личности и ее способность к самоопределению, свобода, творческие возможности, способность к критике и принятию решений, а также способность разрешать конфликты на основе терпимости и взаимопонимания. Из аналогичного понимания исходит и идея коммуникабельности, которая входит в перечень целевых установок преподавания физкультуры в школе-комплексе. Без коммуникабельности, развития у школьников способности к общению, осуществление идеи «эмансипации» было бы чистой утопией. Следующая установка изначально прагматична, отличается чувством реальности и основана на осуществлении общей цели преподавания под лозунгом «Способность к действию» и насквозь тождественна реалистической концепции преподавания школьной физической культуры. Важное значение имеет вопрос: каким образом учащиеся смогут приобрести такого рода деятельную способность?

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач. Высокая степень взаимодействия — именно непосредственного взаимодействия между учителем и учениками — может способствовать ликвидации дистанции между ними и привести к отношениям, основанным на партнерстве и сотрудничестве.

Одним из важных моментов эмансипации «физической» в условиях школы-комплекса адаптивной модели является работа с классами коррекционно-развивающего обучения. В классах педагогической поддержки работа должна проводиться так: слабым ученикам, добившимся даже самого незначительного успеха, необходимо оказывать всяческую поддержку, укрепляя их дух и тело; перед ними нужно ставить задачи, которые они смогут успешно решать; их одноклассников ознакомить с проблемами, стоящими перед «неспортивными» школьниками.

Интенсивные индивидуальные занятия в соединении с постоянным развитием основных физических качеств могут дать многое для «физического освобождения, которое должно рассматриваться как предпосылка для устранения физического отставания...». Для занятий физкультурой и спортом должны быть предоставлены более широкие возможности, чтобы традиционная программа преподавания не представлялась единственно возможной. Нами в этой области осуществляются различные эксперименты, например: введение факультативного курса «Психология здоровья»; внедрение элементов разработанной программы «Валеологические основы физической культуры I—IX кл.»; расширение возможностей профилактики заболеваний совместно с медицинским персоналом школы, а также реализация дифференцированных (вариативных) частей программы по физической культуре с учетом региональных и местных особенностей школы.

Избегая жестких, застывших организационных форм, опираясь на пробуждение и развитие у школьников социальной, психической и физической чуткости, ценностными критериями эмансипационного преподавания физкультуры и спорта являются нежность и деликатность, а не агрессивность. Особое место в «идее эмансипации» занимает образ учащегося, который рассматривается как существо, дорожащее идеалом свободы, способное к самоопределению и личностной автономии, противящееся любому неоправданному насилию над собой. Муштра и дрессировка, строгие меры воспитания несовместимы с этим образом человека. К образу учащегося нового типа применим совершенно иной процесс воспитания, в ходе которого воспитываемый выступает как партнер, а не как человек, которого необходимо сломить, подавить, ибо это противоречило бы идеалу демократического общества. Сведение физического воспитания к узкопрофессиональным, специфическим задачам и целям (см. Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов. — Москва: «Просвещение», 1996 г.), ориентация на традиционные ценности (развитие физических качеств, сдача нормативов, победа в районных, городских соревнованиях), авторитарный стиль преподавания могут помешать или станут определенным препятствием на пути нетрадиционных подходов к физкультурному образованию. Чтобы такие цели не приходили в столкновение со всей структурой образовательного процесса, нельзя недооценивать школьную реальность при выработке воспитательных целей. С целью интеграции традиционных и нетрадиционных подходов к физическому воспитанию, а также для укрепления и профилактики здоровья учащихся в школе введена штатная единица — заместитель директора по физкультурно-оздоровительной работе.

Для физической культуры и спорта констатирующее значение имеет именно сознание того, что совершающий определенные действия человек ведет себя в соответствии с установленными правилами; именно благодаря соблюдению правил и возможно само существование игры и спорта. А значит, игра и спорт представляют собой такое поле деятельности, где люди получают наглядное представление о необходимости подчиняться определенным нормам и правилам. Поэтому вполне понятно, почему спорт и игра рассматриваются как занятия, дающие возможность обрести и повысить свою коммуникативную компетенцию. «В школьниках необходимо поощрять охоту к умственной деятельности, способность задумываться о вещах, не ограничивающихся только сферой спортивной деятельности» (Дигель, 1977). Жизненный кругозор учащегося должен расширяться благодаря приобретению нового (и не всегда только специфически спортивного) опыта. Одним из вариантов расширения кругозора учащегося является проводимый в школе-комплексе факультативный курс «Самопознание личности. Психология здоровья», а также введение элементов валеологических знаний в предметной области «Физическая культура».

В целях коммуникабельности преподавание физкультуры рассматривается в первую очередь как область обучения социально корректному поведению, в ходе которого стремление к высоким спортивным достижениям, к установлению рекордов имеет второстепенное, подчиненное значение. Совместные действия, сотрудничество, а не противоборство — вот что ставится на передний план. Если целью коммуникативного преподавания физкультуры является развитие таких качеств, как уважение к другим, готовность помочь им и взять на себя ответственность за них, то надлежащее внимание должно уделяться и так называемым проблемным детям, например, «слабым ученикам». Этот подход очень важен в школе с разноуровневым обучением школьников. Коммуникабельность проявляется в интеграционных способностях ученика (способность чувствовать духовный мир других людей, умение соотносить с ним свое собственное поведение, чтобы сделать возможной совместную деятельность, сотрудничество).

Для традиционного преподавания физкультуры существовало только одно непреложное правило — неуклонно следовать установленным правилам и предписаниям. Призывая к критическому анализу существующих традиционных правил, к полемике с ними, мы осознаем, что некритическое, механическое признание существующей системы преподавания предмета «Физическая культура» может помешать всестороннему развитию коммуникативной компетенции. Истинная коммуникативная компетентность включает способность отойти от существующих правил и выдвигать альтернативные предложения. Например, требование играть просто в мяч, а не в волейбол основано на предположении, что поведение многих занимающихся спортом заранее определяется существующими правилами и шаблонами, моделями двигательной активности, в силу чего они уже не в состоянии или не готовы развивать альтернативные формы игры.

Необходимо полностью отойти от такого представления о школьной физической культуре, школьном спорте, которое ориентируется исключительно на такие критерии, как успех и соревнование, совершенно сознательное игнорирование структурных особенностей физкультурно-спортивной деятельности, чрезмерные требования к учащимся по созданию новых форм и правил игр, пренебрежительное отношение к практическим возможностям учебного процесса. Иначе идея коммуникабельности окажется нежизнеспособной. Чтобы этого не произошло, необходима поддержка администрации школы, педагогического коллектива, родителей.

Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам определяется характером спортивных действий, при котором различают интеграционный, смысловой и двигательный аспекты.

Интеграционный аспект. Опора на способность к общению и взаимодействию со своими коллегами (учащимися, одноклассниками). Многообразные связи и отношения, возникающие между школьниками, в значительной мере и составляют прелесть спортивных занятий и игр.

Смысловой аспект учебно-физкультурной деятельности. Спортивные действия, как и вся человеческая деятельность, наполнены определенным смыслом, носят целенаправленный характер. Спортивные действия многозначны, им присуще определенное множество смыслов. Многообразие смысловых ориентиров (по Курцу): сам процесс движения, приносящий чувственную радость («впечатление»); физически-психологические следствия движения («здоровье»); общение с другими людьми во время или по поводу спортивной ситуации («связь»); эстетическое восприятие действия другими («выражение»); оценка действия согласно общепринятым критериям («достижение»); амбивалентность спортивных действий, завершающихся или поражением, или победой, успехом, или неудачей («игра»).

Большинство физкультурно-спортивных ситуаций определяется не только одним из этих смысловых ориентиров, но и сочетанием их: постоянно случается так, что два, три и более таких смыслов наслаиваются друг на друга или с течением времени меняются ролями (одни отступают на задний план, другие приобретают первостепенное значение и т.п.). Так, например, можно совершать ежедневные пробежки (или выполнять беговые упражнения на уроке физической культуры), надеясь на их оздоровительный эффект или просто потому, что такая двигательная активность доставляет удовольствие. А может быть, ученик таким образом хочет усовершенствовать свой стиль бега или намеревается увеличить собственную выносливость и работоспособность. Получается, с одним видом движения связано четыре смысловых ориентира, четыре мотива. В терминологии Курца это — здоровье, впечатление, выражение и достижение.

Физическое движение многие рассматривают, как наиболее заметный, определяющий признак учебно-физкультурной деятельности.

Двигательный аспект связан с предъявлением к школьнику определенных требований:

а) Морфологически-физиологические требования — сила, выносливость, скорость, координированность и т.д. Моторные качества являются главной предпосылкой двигательной активности, необходимо в процессе преподавания физкультуры обращать особо пристальное внимание на их выработку.

б) «Моторно-стратегически-тактические» требования, предъявляемые к учащемуся, включают требования и качества, позволяющие, в частности, принимать решения, направленные на реализацию тактических приемов и стратегию поведения в игровых ситуациях, в ходе соревновательно-игровых заданий.

в) Суть «социально-регуляторно-нормативных» требований в том, что в физкультурно-спортивных ситуациях необходимо действовать в соответствии с установленными правилами. Возможны ситуации, когда различные участники физкультурной деятельности предпочитают различные смысловые ориентиры для своих действий. Важно, чтобы каждый объяснил другому свои намерения, обосновал действия, которые он намерен предпринять.

Качество физического воспитания необходимо повысить таким образом, чтобы оно проявлялось и в ситуациях, возникающих во внешкольном спорте, в различных аспектах которого — двигательном, интеграционным и смысловом — отражались бы различные черты спорта, причем учащиеся должны удовлетворять предъявленным им требованиям. Согласно антропологическим положениям учащийся должен соизмерять свои субъективные устремления с требованиями объективной реальности, сочетать свободу индивидуального выбора с необходимостью учитывать действительное положение вещей. Прагматически ориентированное преподавание физкультуры всегда открыто для всякого рода новаций, отнюдь не замыкаясь в рамках существующей данности и традиций.

Идея деятельной способности в такой же мере стимулирует различного рода новации и альтернативы, как и идеи, имеющие хождение под названием «коммуникабельность» и «эмансипация». Необходимо сделать спортивные действия объектом непосредственного жизненного переживания и изучения, анализировать их, в полной мере представляя их многообразие.

Эта концепция открыто и намеренно отказывается от стереотипных форм преподавания, порывая с ними, видя в этом единственную возможность развития деятельной способности за счет расширения привычного диапазона знаний и приобретения нового опыта, связанного с физической активностью.

Разработанная нами программа обучения плаванию учащихся начальных классов школ сибирского региона является примером осуществления намеченных целей. Традиционное конвенциональное преподавание плавания в большинстве случаев обеспечивает эффект ниже собственных возможностей. В противовес существующей практике нами выдвигаются следующие требования: «Необходимо сделать обучение плаванию объектом непосредственного жизненного переживания и изучения, направленное на индивидуальность ребенка, а не на технический результат».

Опираясь на общие цели физкультурного образования, «его руководящие идеи», на базе школы-комплекса нами создана единая, целостная система физкультурно-оздоровительной работы. Учитывая региональные условия, а также условия школы, политические, экономические и антропологические аспекты, в школе разработана система физкультурно-оздоровительной работы с целью обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогического коллектива, вовлечения их в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом. Ниже приведена схема этой работы.

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Первоочередными задачами, позволяющими нам осуществить более энергично демократические преобразования и достигнуть более эффективного развития, являются:

• создание современной школы с качественным медицинским обслуживанием, осуществление регулярного медико-педагогического контроля за физическим, психическим и интеллектуальным развитием ребенка;

• создание необходимых условий проведения учебно-воспитательного процесса, оснащение его современными техническими средствами обучения, спортивным инвентарем и оборудованием, учебно-методической литературой;

• организация и развитие внеклассных и внешкольных форм занятий физической культурой, спортивных секций по интересам и запросам учащихся;

• привлечение к этой работе специалистов, имеющих специальное образование, а также учителей других предметов, имеющих соответствующую образовательную подготовку;

• проведение медицинского осмотра два—три раза в течение учебного года. Распределение учащихся на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы. Оказание медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий;

• расширение контактов с ДЮСШ—16, плавательным бассейном НГАВТа, детским клубом по месту жительства «Вираж», а также Домом детского творчества, детскими спортивными школами Центрального района.

Содержание физкультурно-образовательного процесса строится на основе Закона «Об образовании», инструктивно-методических писем и рекомендаций (Департамента образования) по физической культуре, Федерального закона «О физической культуре и спорте». Нами разрабатываются четыре линии построения такого физкультурно-образовательного обеспечения:

1) Учебная — урок физкультуры, факультативы для учащихся, семинары для родителей.

Внеурочная — внутришкольные соревнования, спортивные кружки и секции по баскетболу, волейболу, аэробике, шахматам, художественной гимнастике. Походы выходного дня, спортивные праздники, конкурсы и викторины. Занятия в группах лечебной физической культуры.

Внешкольная — занятия детей во всевозможных ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, фехтованию, борьбе дзюдо, плаванию, в ДЮСШ—3 по художественной гимнастике, спортивной аэробике. Очень тесный контакт с ДЮСШ—16 «Хоккей—Спартак» (директор А.А. Пузырьков), расположенной на территории школы № 4, где занимаются мальчики с 1-го по 11-й класс. Организовано и проводится совместно с тренерско-преподавательским составом бассейна «Водник» Академии водного транспорта обучение плаванию учащихся начальной школы, а также создание групп лечебного плавания.

2) Работа с педагогическим коллективом: тематические педагогические советы по проблемам физического здоровья, вовлечение в регулярные занятия в плавательном бассейне и в спортивных секциях.

3) Работа с родителями и другими заинтересованными физическими и юридическими лицами.

4) Проведение научно-исследовательских и лечебно-оздоровительных мероприятий в рамках деятельности научно-методического центра «Школа—Университет». Данные направления частично раскрыты в тезисах научно практических конференций: • «Урок в системе образовательного процесса»;

• «Психолого-педагогические факторы повышения продуктивности физкультурной деятельности»;

• «Интерес как фактор регуляции активности личности в процессе физкультурной деятельности»;

• «Некоторые пути формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом».

Основными методами, используемыми в учебном процессе, являются сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения. К репродуктивным относятся, прежде всего, объяснительно-иллюстративный метод, где доминируют исполнительские воспроизводящие действия. Аналитические, контрольно-оценочные, когда они осуществляются по заданным критериям, шаблонным способом, также репродуктивны. Развитию творческих способностей, целенаправленному их формированию способствуют продуктивные методы: частично-поисковый; эвристический; метод самостоятельной постановки задач и др. Однако при формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание и репродукция имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности, а в предметной области «Физическая культура» они фактически не разработаны, не обобщены и не структурированы. С целью повышения эффективности учебно-физкультурной деятельности в школе-комплексе создан и ведет работу Научно-методический центр «Школа—Университет», целью которого является работа в трех направлениях: педагогическое (разработка и обобщение методик повышения продуктивности физкультурной деятельности); физиологическое (изучение влияния существующих и предлагаемых нетрадиционных методик на развитие детского организма); психологическое (очень важно, какой след в психике ребенка оставляют занятия физической культурой разной направленности — образовательной, оздоровительной, тренировочной, спортивной).

Широко применяются нами и методы стимулирования, которые побуждают, дают импульс, толчок мысли, чувству и действию. К ним мы относим внутришкольные соревнования как лучший образец соперничества спортивного, главной задачей которого является не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой, а проникнутость духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Целесообразность метода поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе (в нашей школе это в основном учащиеся классов педагогической поддержки); по всем параллелям внедряются методы и формы коррекции физического, психического состояния учащихся, разработанные и предложенные НМЦ «Школа—Университет». При работе с учащимися и коллективом школы учитываются результаты, полученные в процессе обследования уровня здоровья, физической подготовленности учащихся. Активно привлекается к работе в системе физкультурно-оздоровительного обеспечения психологическая служба школы-комплекса для выявления комфорта учащихся на уроке физической культуры, изучения мотивационных факторов повышения продуктивности физкультурной деятельности, мотивации учения, отношений «учитель—ученик, ученик—ученик». Одним из немаловажных моментов в нашей работе является обеспечение физкультурно-оздоровительного процесса материальной базой, средствами обучения, профилактики и сохранения здоровья учащихся и педагогов. С этой целью в школе на базе медицинского пункта создан оздоровительно-профилактический центр с современным медицинским оборудованием. В 1999 г. к основной школе пристроено здание для младших школьников с малым спортивным залом, гимнастическими стенками, кабинетом учителя, раздевалкой. Но, несмотря на все позитивные сдвиги, данный вопрос остается актуальным в силу прекращения централизованного финансирования, удорожания спортивного инвентаря и оборудования. Решение данной проблемы видится в привлечении средств спонсоров, родительской поддержки через представителей родительских комитетов, оказании платных оздоровитель но-образовательных услуг на базе школы-комплекса, чему в большой степени способствует директор школы А.Р. Боярская.

Эффект от комплексного применения, использования и внедрения новых целей, задач, методов, технологий, средств обеспечения физкультурно-оздоровительного процесса в МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 отражен на диаграмме «Соотношение основной, подготовительной и специальной медицинских групп в 10, 11-х классах за 1987—1999 учебные годы», говорящей об уровне их здоровья. Уровень знаний, навыков и умений, приобретенных школьниками, продуктивность учебно-физкультурной деятельности показывают результаты срезовых контрольных тестов. В 1998/1999 учебном году в 9-х классах выявлено, что 60,4% учащихся показали высокий уровень знаний, 38,5% — средний, 1% — низкий. Уровень общей физической подготовки высокий у 30,8% тестируемых, 56,2% показали средний уровень и 12,9% низкий. Неуклонно растет число учащихся 9—11-х классов, выбравших экзамен по предмету «Физическая культура». В 1999/2000 учебном году таких учащихся было 65, что составило 34,2 % всех выпускников школы. Изменилось отношение педагогического коллектива, учащихся к проблемам физического воспитания, своему здоровью. Регулярные встречи с родителями показывают, как мамы и папы заинтересованы в продолжении начатой нами работы.

Психологические исследования показали, что предмет «Физическая культура» на протяжении ряда лет является лидирующим среди общеобразовательных дисциплин. Более четырехсот учащихся школы занимаются в спортивных секциях, работающих при школе (волейбол, баскетбол, аэробика, художественная гимнастика и др.), в ДЮСШ—16 «Хоккей—Спартак»и других спортивных школах и клубах («Водник», «Спартак», ДЮСШ—3). С каждым годом растет число учащихся, участвующих во всевозможных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в проводимых внутри школы соревнованиях по волейболу, баскетболу, конькобежному спорту, в традиционном осеннем турнире по мини-футболу, праздниках «День защитника Отечества», «Веселые старты», туристических слетах. С 1-го по 11-й класс охвачены учащиеся комплексным медицинским обеспечением. В школе имеются свой физио- и стоматологический кабинеты. На базе школы тренируются и проводят спортивный досуг руководители, учителя образовательных учреждений Центрального района, родители учащихся.

Школа № 4 — единственная в районе, где пропуски уроков физической культуры по болезни и без уважительных причин в 1998/1999 учебном году сократились до 8,4%, по сравнению с 30% общего учебного времени в 1994/1995 учебном году. Общий фон здоровья выпускников школы существенно изменился в лучшую сторону. Таким образом, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В базисном учебном плане образовательная область «Физическая культура» предстает в школе адаптивной модели не только инвариантным компонентом, но и организующим основанием для всех форм собственно физкультурной деятельности. По сути, на базе образовательной области «Физическая культура» создается целостная единая система физкультурно-оздоровительного обеспечения образовательного процесса.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети