Печаль забытых стадионов

Посмотрите вокруг — часто ли сейчас вы видите мальчишек и девчонок, спешащих на тренировку? А помните, с какой гордостью мы пробегали мимо своих сверстников, которые не попали в спортивные секции? каким уважением мы пользовались среди товарищей и учителей, да еще если при этом хорошо учились? И ведь многие из нас умели сочетать и спорт, и учебу. А как сияли наши лица, когда нам на торжественной линейке вручали грамоты и объявляли благодарность за спортивные успехи!

А что сейчас? Затихшие дворы и школьные спортивные площадки, искореженные, когда-то престижные гимнастические городки. На школьных переменах давно уже не слышно перехлеста в «резиночку». Школьные спортивные залы сдаются коммерсантам — школа пытается выжить: хоть какие-то деньги на спортинвентарь. А на селе и этого нет. У детей давно появились другие радости и развлечения, не укрепляющие здоровье.

Мрачная картина. Но все же что-то изменилось к лучшему? Конечно. Исчезли мучительная и неинтересная обязаловка по выполнению комплекса ГТО, ежемесячные, формально проводимые, праздники здоровья и спорта, гимнастика до занятий как всеобщая повинность.

Но от того, что не стало этих физкультурных разгрузок для учащихся, как-то не весело. Ведь тот же пресловутый комплекс ГТО был сильнейшим стимулом в работе всей школы по физической культуре.

Если бы не безграмотные действия государственных чиновников, этот или измененный комплекс ГТО (а его нужно было изменять) мог бы еще долго служить укреплению здоровья школьников. Он являлся результатом всей работы по физической культуре в стране.

А сейчас спортивной идеи нет. Нет того стимула, который бы всех сплотил вокруг себя, как нет и национальной идеи или символа для России. А когда нет цели, нет идеи, человек деградирует, не находит смысла в жизни, не верит в будущее. Вспомните прошедшую Олимпиаду в Сиднее: Россия была на десятом месте в начале игр, а в конце стала второй. Стремление к победе всегда жило в нашем человеке.

Смена нашим олимпийским чемпионам растет большая. Но необходимо многое менять, необходимо думать, изобретать и побыстрее.

Почему бы вместо комплекса ГТО не создать региональный физкультурный комплекс под названием «Сибирячок»? Ведь детям и подросткам негде и нечем заняться. Более 70% населения не занимаются физической культурой; около 60% мальчиков 11—14 лет подвержены гипокинезии, более 90% студентов имеют низкую физическую активность. В результате тают ряды защитников Отечества, так как юноши не способны нести воинскую службу по медицинским показаниям.

Существуют мероприятия, которые показывают, на каком уровне в школе поставлена спортивная работа — это соревнования школьников. Из самых зрелищных и в то же время показательных по уровню подготовленности является ежегодно проводимая городская легкоатлетическая эстафета на приз трижды Героя Советского Союза А. Покрышкина. Каждый раз на площадь им В.И. Ленина собираются тысячи поклонников легкой атлетики. Несомненно, эта эстафета очень любима всеми новосибирцами, и без нее невозможно представить праздник 9 Мая. Но из года в год диктор объявляет на всю площадь количество выступающих команд. Их становится все больше и больше, и все «затяжнее» начало соревнований. Бесспорно, проводить такие соревнования очень сложно, но ответственные за них лица не хотят отойти от старых принципов их организации.

Интересно, до какого предела будет увеличиваться число участников?

Основную группу, самую многочисленную, составляют школьники. От каждого района г. Новосибирска требуется для участия в эстафете от двух до трех школьных команд, и результат от этой, еще сохранившейся массовой обязаловки — неимоверно растянутый по времени финиш. Это вовсе не зрелищно. А после финиша лидеров еще долго, падая от усталости, доходят до финиша остальные участники. Дело не том, что дети устают (это закономерно), но в какой обстановке? Что думают об этих детях их родители, болельщики, учителя, директора школ: «Слабаки! Позор! Плохо работает физрук!»? А они не виноваты. Эстафета — чисто спортивное мероприятие, а не физкультурное. В ней участвуют сильнейшие спортсмены города. Это очень высокий уровень. Как правило, это школьники, занимающиеся в ДЮСШ и имеющие большую спортивную подготовку. Более того, в эти школы «скупаются» лучшие школьники-спортсмены со всего города. Учащимся этих школ, да и других школ, выплачиваются за спортивную работу деньги. И осуждать сейчас такие школы уже несовременно. Поэтому при проведении эстафеты должен возобладать здравый смысл. Одно дело — соревноваться у себя в школе или в районе. Но не на весь же город прослыть слабачком! После таких соревнований ребята частенько говорят: «Я ненавижу эту физкультуру!» — и нередко разбивают в спортзалах стекла. Да и сама эстафета теряет привлекательность от явного преимущества одних и бессилия других. Должен быть оптимальный вариант. От соревнований дети должны получать удовольствие и желание тренироваться — вот главная педагогическая задача. Десятилетиями ведутся разговоры о сокращении соревнований, но на деле все остается по-прежнему. Некоторые школы участвуют в 20—30 стартах за учебный год, и, в основном, соревнуются одни и те же дети. Какая огромная физическая и психологическая нагрузка ложится на их плечи и на учителя физкультуры! Давно уже пора образумиться и больше заниматься с ослабленными детьми — вот первая задача учителей физической культуры и организаторов спорта. Без соревнований плохо; спорт — это жизнь, это движение вперед.

Но есть школы, которым соревнования почти в диковинку. Это частные школы города. В 1994/95 учебном году среди них была проведена первая спартакиада. Вот уже шестой год такие соревнования проводятся по восьми видам спорта. Наиболее успешно соревнуются школы «Начало», «Ступени», «Аврора». Но и здесь свои проблемы. В этих стартах учащихся не заставляют участвовать — только по желанию. Но желающих оказывается мало: всего из пяти-шести школ. Хотя здоровье учащихся таких школ хуже, чем у их сверстников из государственных.

Есть еще и необычные соревнования, которые проводятся не только ради спортивного результата. Они напоминают нам о людях, немало сделавших для развития спорта среди школьников. Так, много лет в школе № 10 проводятся соревнования по легкой атлетике в память о замечательном директоре этой школы Варшицком.

Почему бы и другим школам не назвать интересные старты, походы в честь своих учителей и наставников (в г. Саратове впервые в России увековечен образ Первой Учительницы). Разве на такое денег жалко?!

Нельзя не обойти вопросы, связанные с местами проведения различных соревнований и физкультурных праздников. Из года в год их становится все меньше и меньше.

Детям негде заниматься. Во дворах — сломанные качели с острыми углами, изуродованные лесенки, «Радуги», перекладины, пробитые баскетбольные щиты без колец. Из-за того, что раньше гнались за количеством этих самых спортивных комплексов, не задумывались над удобством их размещения. Вот и понастроили, что невозможно нормально пройти через двор. А может быть убрать все эти железки и оставить самое нужное, например, перекладину да лестницу, а на остальной территории пусть будет футбольная площадка. Затрат практически никаких, а пользы будет больше.

На стадион сейчас просто так не попадешь, не говоря уже о «Спартаке», где одна беговая дорожка в час тянет на тысячу рублей. Может ли сейчас позволить себе школа провести на главной спортивной арене города праздник здоровья? Даже вокруг этого стадиона негде детям приткнуться с мячом — запасное асфальтированное поле постепенно занимают «Тойоты» и «Мерседесы», уже четверть этого поля отдана под постоянную стоянку. Рядом — рынок. Там, где три года назад была спортплощадка, оборудованы склады и стоянка для машин. Городошная площадка пришла в негодность, и вот-вот она также будет отдана дельцам. Все то, что было построено для детей, сейчас отобрали предприниматели.

Беспредел со «Спартаком» продолжается. А дети пусть гоняют мяч на проезжей части. Может быть, успеют убежать от «Мерседеса».

Когда-то стадион «Красное знамя» был местом для проведения самых различных соревнований. Место хорошее — рядом Заельцовский парк. А сейчас там оптовый рынок, куда никто не приходит. И рынка не получилось и стадиона нет. Лишь большая свалка мусора.

Меньше становится и лыжных баз, хотя желающих покататься на лыжах осталось еще немало. Но и стоимость проката тоже растет. И не каждая семья может взять лыжи и провести свой досуг на природе.

Проблем с оздоровлением детей очень много. Проблем, которые решить можно прямо сейчас без особых затрат. Но много и таких проблем, которые решить непросто.

Чтобы изменить кардинально положение с укреплением здоровья детей, нужна целевая, экономически подкрепленная государственная или региональная программа. Сердцевиной всей этой работы по сохранению, развитию и совершенствованию физического воспитания, является школа. Именно в ней нужно формировать здоровье нации. Но без активной помощи государства и местной власти, несмотря на все усилия, изменить ситуацию со здоровьем детей школе не по силам.

Поэтому необходимо принять региональный закон о физической культуре и спорте населения, разработать и принять региональную программу по физической культуре школьников, подготовить и издать региональный учебник по физической культуре для старшеклассников, возродить спортивный комплекс ГТО или создать комплекс «Сибирячок», проводить отдельно конкурс «Мастер педагогического труда» среди учителей физической культуры и тренеров-преподавателей. Это, конечно, далеко неполный перечень того, что необходимо сделать для укрепления здоровья наших детей, для улучшения работы по физическому воспитанию.

Сейчас в НИПКиПРО разрабатывается программа по этому направлению. Кафедра физвоспитания ищет выход из сложившейся ситуации. Кроме того, необходим учебник по физической культуре — современный, читаемый и, конечно, региональный. Те учебники, что выпускает Министерство образования РФ, уже устарели и не отвечают возросшим требованиям, тем более для региона Сибири. До сих пор нормативная база в программах и учебниках по физической культуре закладывается без учета территориальных особенностей. Нормативы одинаковы для всех учащихся: что для школьника, проживающего в южных широтах, что для северян, а ведь физиологические и анатомические особенности у них разные.

Физическая культура должна давать детям определенную самостоятельность и право выбора, допустимую произвольность в движении. Нельзя сейчас строить уроки физкультуры на жесткой регламентации, при «железной» дисциплине. Это не спорт. Урок физической культуры должен походить на хорошо продуманную педагогическую игру с элементами импровизации. От таких уроков у детей улучшается настроение, у них быстрее развиваются не только физические, но и умственные способности — это давно доказано. В целом, такое сочетание дает возможность изменить образ жизни в лучшую сторону. В работе учителя главным должен быть принцип, как и у врачей, — «Не навреди» — принцип целесообразности, здравого смысла во всем. Улыбка — важное условие успеха. Мрачный учитель — явление противоестественное. Физическая культура — это здоровье, это радость, это желание больше трудиться. Барометр урока — глаза ребенка. Видеть перед собой не толпу, а каждого в отдельности, каждого — как личность!

 
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети