Урок-путешествие

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ

Тема: Обобщающее повторение по теме «Первоначальные химические понятия».

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических понятиях; закрепить умения составлять химические формулы, уравнения реакций, определять тип реакции; развивать навыки проведения химического эксперимента; совершенствовать коммуникативные способности и навыки, создавая ситуацию успеха.

Методы: работа в группах, творческий поиск.

Оформление и оборудование к уроку: названия станций на карточках развешиваются на доске, карточки с формулами веществ, карточки с заданиями для групп, оборудование для проведения эксперимента, кодоскоп.

Ход урока

У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы совершим сказочное путешествие в страну Первоначальные Химические Понятия. Класс мы разделим на 4 группы, каждая занимает места в нашем волшебном поезде, который отправляется в путь в страну Первоначальные Химические Понятия. И, как принято перед долгой дорогой, желаю вам доброго пути! Станция, с которой мы начинаем путешествие, называется «Вещества».

I этап Группы получают карточки с вопросами и готовят ответы на вопросы.

Карточка № 1 Что такое вещество? Приведите примеры тел и веществ.

Карточка № 2 Какие вещества называются простыми? Приведите примеры простых веществ.

Карточка № 3 Какие вещества называются сложными? Приведите примеры сложных веществ.

Карточка № 4 Опишите по плану свойства простого вещества — серы. (Группе выдается справочник, сера, вода в стаканчике и т.д.).

II этап Заслушиваются ответы по вопросам от каждой группы.

У ч и т е л ь. Наше путешествие началось от станции «Вещества» к станции «Явления». Вы знаете, что явления делятся на физические и химические.

III этап У каждой группы на столе оборудование и вещества для показа явлений. Подумать, какое явление можно показать и к какой группе оно относится.

У группы № 1 Спиртовка (можно показать испарение спирта).

У группы № 2 Спиртовка и спички (горение спирта).

У группы № 3 Свеча, спички, стаканчик (плавление парафина, горение свечи).

У группы № 4 Порошки железа и серы, магнит, ложечка (получение смеси и разделение ее).

IV этап Ребята проводят демонстрации и определяют тип явления.

У ч и т е л ь. Все справились хорошо, и путь на станцию «Молекулы и атомы» открыт!

V этап Группы получают рисунки молекул разных веществ, определяют, правильные ли они, и с помощью шаростержневых моделей моделируют.

VI этап Демонстрация моделей. Обсуждение. (Модели Н2, О2, Н2О.)

У ч и т е л ь. Конечно, не все вещества имеют молекулярное строение, у некоторых — атомное или ионное. Четвертая станция — «Знаки химических элементов». Чтобы попасть на эту станцию, нужно знать магические числа — относительные атомные массы элементов.

VII этап Чья группа быстрее назовет эти магические числа. Учитель называет знаки элементов, учащиеся должны быстро находить относительные атомные массы. Ответить нужно каждому из группы.

У ч и т е л ь. Уважаемые пассажиры! Мы приближаемся к станции под названием «Химические формулы». За окном мелькают формулы различных веществ, давайте прочтем их.

Учитель показывает на карточках формулы разных веществ для каждой группы, и ребята их читают, определяют валентность элементов, подсчитывают в уме относительные молекулярные массы веществ.

У ч и т е л ь. Дорогие путешественники! Не волнуйтесь, у нас на пути неожиданное препятствие — стрелочник не знает, куда правильно перевести стрелку. Перед ним четыре пути, какой из них верный? (Формулы на доске для каждой группы.)

VIII этап Группа оперативно должна проверить путь передвижения. Проверь, правильно ли составлены формулы, и исправь, если нужно, ошибки.

 

Ag2O FeO(II) CuO(I) SO2(IV)

CO(IV) Fe2O3(III) Cu2O(II) P2O5

CO2(II) K2O MgO KO

Al2O3 CaO SO3(VI) H2O

 

IX этап Группы проверили, правильно ли формулы составили, и говорят о найденных ошибках, выбрав правильный путь.

У ч и т е л ь. Молодцы! Вы правильно выбрали путь. Впереди нас ждет конечный пункт путешествия — станция «Химические уравнения». Вас ждет трудная и кропотливая работа, позволяющая закончить путешествие.

X этап Перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций.

I гр.

Al + O2 ® Al2O3
K + O2 ® K2O
H2® H2 + O2
MnO2 + H2 ® Mn + H2O

II гр.

Na + O2 ® Na2O
Ca + O2 ® CaO
H2O2 ® H2O + O2
HCl + Zn ® ZnCl2 + H2

III гр.

Fe + O2 ® FeO
S + Al 
® Al2S3
HCl + Mg ® MgCl2 + H2
AgBr ® Ag + Br2

IV гр.

CuO + C ® Cu + CO2
Fe + Cl2 ® FeCl3
P + O2 ® P2O5
AgJ ® Ag + J2

XI этап Учитель с помощью кодоскопа проецирует на экран правильно выполненные задания, и учащиеся проверяют свои работы, объективно их оценивая.

У ч и т е л ь. Уважаемые путешественники, наш урок подошел к концу. Подведем итоги работы (выставляются оценки). Желаю вам счастливого изучения следующей темы.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети