Эстетическая система ресоциализации дезаптированных школьников в условиях воспитательной колонии

В социальной психологии существует мнение, что одним из действующих и продуктивных механизмов социализации является укорененность человека в его реальном жизненном пространстве. Еще более актуально, на наш взгляд, эта задача «укорененности» стоит при решении проблем ресоциализации. Если социализация рассматривается как усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта (Г. М. Андреева), то понятие «ресоциализация» мы определяем как восстановление в системе личности социальных и психологических процессов, позволяющих ей усвоить систему социальных знаний, норм и ценностей, необходимых для адаптации и успешного функционирования в позитивном социуме. С последней проблемой (проблемой ресоциализации) приходится сталкиваться в работе с подростками, несущими на себе груз социальной дезадаптации — именно с таким контингентом учащихся работает школа Новосибирской воспитательной колонии (ВК).

Учитывая неэффективность традиционных методов и образовательных технологий, которые некогда сформировали дезадаптационный комплекс нынешних воспитанников колонии, в нашей школе создана педагогическая система, позволяющая не только устранять все признаки дезадаптации, но и добиваться стабильных результатов в обучении и воспитании.

Главная цель функционирования педагогической системы школы ВК — это создание условий для формирования социально-адаптированной личности с адекватной самооценкой, действующей в рамках закона и общепринятых нравственных норм, ориентированной на саморазвитие, готовой к определению своего места в жизни и способной реализовать свой личностный потенциал в динамичных социально-экономических условиях.

В состав данной педагогической системы входит несколько комплексов: «Образовательный стандарт», «Воспитание и развитие», «Эстетическое воспитание (на базе регионального компонента)», «Социальная активность», «Правовое воспитание», «Здоровье», а также два обеспечивающих комплекса — «Психологическое сопровождение» и «Методическое сопровождение».

Ведущим в плане ресоциализации учащихся школы воспитательной колонии мы рассматриваем комплекс «Эстетическое воспитание (на базе регионального компонента)». Необходимость выделения данного комплекса в отдельную организационно-педагогическую структуру обусловлена следующими факторами:

  • подростки, поступающие в школу воспитательной колонии, характеризуются отсутствием элементарных знаний о культуре, истории искусства, культурных традициях русского народа, о выдающихся деятелях мировой и отечественной культуры, не имеют представления об истории и культурных традициях Сибири;
  • стихийные путешествия по стране (побеги из дома, из детских домов, интернатов), которые насильственно прерывались правоохранительными органами, возвращавшими подростков (против их желания и воли) на «малую родину», сформировали у части подростков неприятие, а то и неприязнь к родному городу, району, селу;
  • в результате многолетнего постижения традиций асоциальной субкультуры и уголовной «романтики» подростки имеют искаженные взгляды о ценностях культуры, считая, что именно асоциальная субкультура и уголовная «романтика» являются образцами эстетики и культуры;
  • около 60% воспитанников колонии (судя по результатам их участия в различных выставках и конкурсах школы) имеют ярко выраженные творческие способности, которые до поступления в школу ВК либо не реализовывались вообще, либо реализовывались в традициях асоциальной субкультуры;
  • жесткие (и жестокие) законы уголовного мира, по которым подростки жили до поступления в школу воспитательной колонии (в привычной им асоциальной среде), сформировали в них искаженные представления о сфере общения, в которой, по их представлениям, царит иерархия соподчинения с соответствующей атрибутикой (клички, жаргон, «правила поведения», стиль поведения и одежды в зависимости от положения в группе).

Все это вызвало необходимость поставить перед педагогическим комплексом «Эстетическое воспитание (на базе регионального компонента)» следующие задачи:

  • создание условий для постижения подростками ценностей мировой и отечественной культуры;
  • формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию России и сибирского региона;
  • приобщение подростков к культурным ценностям, традициям и достижениям народов Сибири;
  • включение подростков в работу по сохранению и развитию культурных традиций сибирского края;
  • воспитание любви к малой родине;
  • формирование педагогической среды, способствующей развивающему межличностному общению, освоению подростками простейших методов самоанализа, самооценки и саморегуляции собственного поведения и психических функций, реальной оценки результатов собственной творческой деятельности;
  • развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
  • нивелирование последствий воздействия на подростков традиций уголовной «романтики» асоциальной культуры;
  • помощь подросткам в определении своего места в сибирском социуме;
  • создание условий для развития инициативы и творчества как подростков, так и педагогов.

Комплекс «Эстетическое воспитание (на базе регионального компонента)» реализуется через различные направления деятельности школы.

Цикл обязательных предметов, организованный в соответствии с государственным стандартом и государственными программами, адаптированными к условиям школы ВК и учитывающими социально-психологические особенности дезадаптированных школьников, предусматривает реализацию задач эстетического воспитания и регионального компонента по следующим направлениям:

  • использование содержания предъявляемого учебного материала и произведений искусства: отрывки из литературных произведений сибирских писателей или поэтов в качестве текста диктанта, изложения, упражнения — на уроках русского языка и литературы; репродукций картин сибирских художников (или произведений из фондов Новосибирской картинной галереи) — на уроках географии для описания природных комплексов Сибири; фонозаписей с выступлениями артистов театра оперы и балета — при изучении биологической природы различной высоты певческого голоса на уроках биологии и законов звука, создающего гармонию, — на уроках физики; фотографий памятников народного сибирского зодчества — на уроках истории, эстетики, МХК;
  • использование данных из биографий сибирских ученых, исследователей, путешественников, исторических деятелей — на уроках физики, химии, географии, истории, математики;
  • использование материалов о народных (в том числе сибирских) традициях, русском патриотизме, приоритетах России в области культуры и искусства — во всех учебных дисциплинах;
  • профессиональная ориентация через рассказ о предприятиях и учреждениях города и области, связанных с развитием науки, культуры или использующих культурные традиции в производстве (мастерские и артели, занимающиеся росписью, резьбой по дереву, работой с берестой; керамические фабрики, мебельные фабрики), об учебных учреждениях города и области;
  • развитие коммуникативных качеств как форма проявления культуры в общении, поведении осуществляется включением подростков в формы учебной деятельности в системе «ученик—ученик» (работа в малых группах, инсценирование литературных произведений или исторических эпизодов, работа творческих лабораторий).

Цикл предметов по выбору учащихся организуется в соответствии с личными заявлениями подростков, которым в начале учебного года предлагается список из 30—50 предметов, основная задача которых (наряду с помощью в освоении Государственного стандарта) — расширить и углубить знания подростков в выбранных ими областях знаний, сформировать представление о современном состоянии науки и практики.

В настоящее время в школе реализуются сорок программ образовательных курсов по выбору учащихся. Из них ряд курсов работает на реализацию регионального компонента, например: «Шедевры всемирной литературы: Приключенческая литература» (сформировано две группы), «Шедевры всемирной литературы: Литературная сказка», «Современная сибирская литература», «Русское народное поэтическое творчество», «Знай и люби родной язык», «История искусств», «История религии», «История Новосибирской области», «География Новосибирской области» (блок о традициях народов Сибири и культурном наследии); «Человек и природа», «Основы экологии» (две группы).

Специальные курсы прикладного творчества и творческие объединения ставят перед собой задачи: развивать творческие способности подростков; дать им навыки работы с простейшими инструментами и материалами; развивать у подростков умение согласовывать свои действия с действиями других (в совместных и «конвейерных» видах работы); воспитывать аккуратность, умение доводить дело до завершения, самоконтроль. Главная же задача данного цикла — освоение подростками русских народных традиций в прикладном творчестве, постижение законов искусства, формирование эстетического вкуса, что может быть использовано ими в создании эстетики быта, рабочего места и т.д.

В настоящее время в школе реализуются программы следующих курсов прикладного творчества и творческих объединений: «Мир глазами художника», «Городецкая роспись», «Мезенская роспись», «Северо-двинская роспись», «Русская матрешка», «Искусство папье-маше», «Умелые руки», «Прикладное творчество», «Все для дома», «Юный цветовод», «Своими руками», «Выжигание по дереву», «Мягкая игрушка» (две группы)», «Бисероплетение и вышивка», «Веселый портняжка», «Оформитель», литературный клуб «Вдохновение», литературный клуб «Вместе», школьный Театр миниатюр.

Тематические месячники организуются 5—6 раз в течение учебного года. Основная задача данного компонента — развитие всех видов творческих способностей подростков, развитие эстетических взглядов и вкуса, освоение культурно-исторических категорий объективной реальности (в том числе сибирского региона), а также развитие инициативы, общественной активности, взаимопомощи, нравственное и правовое воспитание. Каждый месячник организуется временными творческими союзами учителей и учащихся. В программе месячника — конкурсы на лучший тематический рисунок, плакат, альбом, стихи, сочинение, заметку в школьную газету, рассказ, викторины, кроссворды, занимательные задачи, выступления учащихся с докладами и сообщениями, выставки поделок, букетов, самодельных игрушек. Заканчивается месячник общим открытым мероприятием в любой из форм: КВН, Турнир знатоков, фестиваль творчества, фольклорный праздник, «Рыцарский турнир», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» или «Поле чудес», спортивные соревнования, концертные программы, спектакли-миниатюры и т.д.

Наиболее популярны у подростков месячники «Золотой листопад» (или «Золотая осень», или «Листья желтые»), «В мире прекрасного», «Русь изначальная», «Если ты мужчина...», «Здоровье в твоих руках» («В здоровом теле — здоровый дух»), «Земля сибирская».

Час классного руководителя (тематические классные часы) проводятся каждую неделю по расписанию по схеме:

  • 1-я неделя месяца — «Календарь месяца»;
  • 2-я неделя месяца — «ЖЗЛ» (Жизнь замечательных людей);
  • 3-я неделя месяца — «Этика и эстетика»;
  • 4-я неделя месяца — «Познай самого себя».

Конкретные темы классных часов определяет учитель вместе с классом, при этом особое внимание при формировании тематики уделяется изучению природы, истории и культурного наследия сибирского региона, деятелям политики, науки, культуры, здравоохранения, выдающимся спортсменам-сибирякам.

Работа школьной печати организована по следующим направлениям:

  • выпуск общешкольных газет — 1—2 раза в месяц в течение учебного года по предлагаемой подростками совместно с классными руководителями тематике («Золотой листопад», «Наша школа», «День учителя», «Слов драгоценные клады», «С Новым годом!», «С Рождеством!», «Русь изначальная», «Народные традиции и обряды», «Русская классика: литература», «Женщины России», «Три цвета флага», «Российский герб: история и традиции геральдики», «Земля сибирская» и т.д.);
  • выпуск периодических изданий: журнал «Начало», газета «Вместе» издаются творческими объединениями учащихся, имеющих склонности к литературному творчеству; в изданиях представлены различные формы литературного творчества (очерки, стихи, рассказы, в том числе о родном городе, поселке, уголке природы, о школе и учителях, о родителях);
  • выпуск предметных бюллетеней — четыре раза в год редакционными коллегиями из актива учебных кабинетов; оформление уголков профориентации — в каждом кабинете, где на стендах помещается исчерпывающая информация об учебных учреждениях города и области, в которые может поступить подросток после освобождения из воспитательной колонии.

По результатам наблюдений за подростками в процессе адаптации их к условиям педагогического воздействия, а также за подростками, выбывающими из воспитательной колонии, можно сделать вывод, что педагогическая система, ведущим элементом которой является комплекс «Эстетическое воспитание (на базе регионального компонента)», школы ВК эффективна. Совершенствуя эту педагогическую систему, мы выделяем комплекс «Региональный компонент» в отдельную педагогическую структуру.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети