Профилактика наркомании в системе деятельности социального педагога

На протяжении многих десятилетий для России были
типичны злоупотребление алкоголем и алкоголизм, однако в последние годы в стране произошли существенные изменения. Наряду с явным преобладанием больных алкоголизмом совершенно очевидно, что по темпу роста заболеваемость наркоманией занимает ведущее место. Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманией. По различным литературным источникам, от 40 до 80% подростков России имеют опыт употребления наркотиков или эпизодически их употребляют. До 25% взятых на учет наркоманов начали употреблять наркотические вещества с 15—19 лет, 5—7% — в возрасте до 15 лет. Наиболее ранний возраст приобщения к наркотическим веществам — 8 лет. Заметно растет число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения или в связи с потреблением и приобретением наркотиков. Если раньше курили только марихуану, то сейчас нюхают кокаин, героин, даже однократный прием которого может привести к формированию зависимости.

Социологический опрос старшеклассников школ в Новосибирской области показал, что интерес к наркотикам, алкоголю, вопросам секса у старшеклассников стоит на первом месте. Это очень опасная и тревожная тенденция.

Подавляющее большинство подростков проводят основную часть своего времени в школах. Поэтому учреждения образования могут и обязаны взять на себя большую часть профилактической работы. Трудность в том, что быстро и радикально решить проблему употребления наркотиков невозможно. Необходима планомерная и целенаправленная деятельность в этом направлении, поиск реальных и эффективных способов антинаркотической пропаганды среди учащихся.

Образовательные программы по борьбе с наркотиками начали создаваться в 60-е годы. По оценке специалистов, они были неэффективны потому, что в них описывались только негативные стороны употребления наркотиков и наркоманы характеризовались как «конченые люди». Эта информация входила в противоречие с той, которую подросток получал от сверстника или от своих друзей об их опыте употребления наркотиков. Подростки часто доверяют сверстникам больше чем педагогам, врачам или родителям. Необходим совершенно новый подход к этой проблеме. Для профилактики наркомании важно уметь заглянуть во внутренний мир подростков, научиться анализировать их душевное состояние, характер их информированности о наркогенных веществах, помочь им развить способность думать самостоятельно, противостоять давлению общества и сверстников.

Отсюда цель: создать в школьной среде условия, препятствующие распространению наркотиков, воспитать отрицательное отношение к наркотикам.

Для ее достижения необходима, во-первых, общая профилактическая работа с учащимися, направленная на формирование негативного отношения к возможности употребления наркотиков и стремления к самосовершенствованию и самореализации, во-вторых, целевая работа с «группой риска» и, в-третьих, работа с родителями.

Мною составлен план работы по предупреждению употребления наркотиков школьниками. Согласно этому плану в школе проводятся различные мероприятия. Это классные часы, темы которых самые разнообразные, их определяют сами учащиеся, классные руководители или я. Широко использую беседы с практической направленностью (примеры, советы, ситуации из жизни и т.д.). К каждой беседе я подбираю несложный тест, например, «У края пропасти». Ребята очень любят такие тесты. Результаты они подсчитывают сами. Прослушав интерпретацию, каждый учащийся делает для себя вывод. В конце урока я предлагаю ребятам упражнение-тренинг для работы над собой.

Очень нравятся ребятам ролевые игры и уроки-практикумы, тренинги личностного роста, игровые тренинги. На этих уроках они отрабатывают умения правильного поведения в экстремальной обстановке, например: как отказаться, если предложат алкоголь или наркотики. Именно практические занятия формируют осознанное отношение к проблеме наркотиков, вырабатывают устойчивую модель поведения в ситуации риска. В процессе работы дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и сами их решают.

Помимо классных часов, совместно с органом самоуправления, «министерством юстиции» проводим общешкольные мероприятия. Самый лучший эффект оказывает прием, когда перед учащимися выступает не педагог, а сверстник: во-первых, учащиеся при подготовке лучше усваивают материал, чем при восприятии готовых сведений; во-вторых, подростки с бoльшим доверием относятся к информации, поступающей от сверстников.

Ребята помогали мне проводить и Недели профилактики употребления наркотиков, День отказа от курения и другие мероприятия. Неделю профилактики проводили с 31 января по 4 февраля 2000 года. Подготовка началась сразу после каникул. Родители и учащиеся на плакатах написали пословицы и поговорки, высказывания известных людей; плакаты были развешаны на стенах школы. Для расширения кругозора учащихся была организована выставка художественной и публицистической литературы, кодексов РФ. Было написано положение и программа проведения Недели профилактики употребления наркотиков. В программу вошли конкурсы рисунков, плакатов и сочинений. В сочинениях ребята высказали личное отношение к наркомании, из чего видно, что эта проблема волнует учащихся. Считаю, что такой опыт работы полезен как для учащихся, так и для педагогов. Ребята при подготовке лучше усваивают материал да еще имеют возможность высказать свое мнение. Учителя из сочинений могут понять, насколько учащиеся проинформированы о наркотиках и как они к ним относятся. Далее по программе в 1-х, 2-х классах была прочитана сказка об «Ал Коголе». Для 1—3-х классов поставили кукольный спектакль «Приключение поросенка». Цель этого спектакля — с помощью наглядных средств показать вред курения. Для 5—8-х классов силами учащихся 6—11-х классов был инсценирован «Суд над наркоманией». Для 9—11-х классов совместно с учителем биологии провели литературную композицию «Наркомания — знак беды».

В работе над сценарием «Суд над наркоманией» я использовала схему «Обвинитель—судья—защитник—свидетель». Написав сценарий, пригласила ребят прослушать текст и поучаствовать в инсценировке «Суда...». Читала в «мертвой» тишине. Дети одобрили. С первой репетиции использовали все реквизиты и атрибуты судебного процесса. Для меня важно было, чтобы дети сразу включились в важность того, что они делают. Удалось настроить ребят, чтобы они сами поверили в то, что говорят, а главное, чтобы поверили слушатели. Поэтому отрабатывали голос, тон, интонацию. Удалось «завести» ребят и зал. Когда секретарь сказала: «Встать, суд идет!», весь зал встал — и учителя, и ученики, — проникнувшись важностью происходящего. Спектакль отыграли в полной тишине. Даже когда ребята (обвинитель, судья, защитник) прошествовали в четырехуголках с кисточками (сами делали) и в мантиях (из штор) с папками в руках, в зале стояла полная тишина. Мы больше всего боялись, что именно в этот момент могут быть насмешки и выкрики. Потому репетировали, как держаться в этой ситуации. Ничего подобного не произошло, отыграли отлично. После спектакля собрались, чтобы проанализировать проделанную работу. Было очень важно, что чувствовали мои «артисты», довольны своей работой или нет. Отметили мы успех чаем с пирогом. У меня и ребят осталось чувство удовлетворенности от проделанной работы.

Анализу проведенных мероприятий я придаю большое значение. Именно анализ работы дает мне возможность понять, что получается, а что нет. Разработанный классный час, бывает, хорошо идет в одном классе и совсем не идет в другом.

После каждого большого мероприятия («круглые столы», сценарии, беседы по параллелям) провожу анкетирование или опрос учащихся для того, чтобы выяснить отношение учащихся к обсуждаемым проблемам. Это важно в планировании моей дальнейшей работы. Опрос учащихся показывает, что проводимые мероприятия полезны и интересны ребятам, они всегда готовы сами откликнуться и активно включиться в работу.

В школе поселка Керамкомбинат, где я работаю, учащихся, употребляющих наркотики и стоящих на учете у нарколога, нет. Но ситуация в целом по стране и отдельно в нашем районе вынуждает педагогов школы быть очень внимательными к проблеме наркомании. Судя по результатам анкет, проводимых среди учеников школы, информированность подростков о наркогенных веществах очень высока: учащиеся начальных классов уже называют пять и более спиртных напитков; учащиеся 5—11-х классов в общем назвали около 20 наркотических веществ, используя при этом и жаргонные выражения. Исходя из этого, я в своей работе придаю большое значение антинаркотическому контролю. Для выявления информированности учащихся школы о наркогенных веществах и отношения к ним я использую задания «Незаконченный рассказ», «Рисуночный тест», дидактические карточки, по которым каждый учащийся работает самостоятельно. Сущность этих методик заключается в том, что учащимся дается возможность выразить письменно или графически свое отношение к ситуации наркотического заражения. Выявление и оценка информированности учащихся о наркотических и токсических веществах, наличие у них про- и антинаркогенной установки — необходимое условие организации профилактической работы.

Помимо общепрофилактической работы по предупреждению употребления наркотических веществ, основное время отведено работе с «группой риска». В нее входят ребята, которые, во-первых, курят и были замечены в употреблении алкоголя (одно наркогенное вещество открывает дорогу другому), во-вторых, учащиеся из неблагополучных семей, в-третьих, учащиеся, перенесшие в детстве родовую травму или имеющие отклонения.

В работе с «группой риска» использую те же методы и формы, но только уже в малых группах, что, на мой взгляд, более эффективно. Ребята более активны, не стесняются «входить» в роль, занимаются с удовольствием. Заметила, что когда работаю со всем классом, ребята из «группы риска» гордятся, что они уже знают больше одноклассников.

Немаловажное значение в индивидуальной работе имеют дневники наблюдения. Они необходимы для всестороннего изучения личности ученика. Поговорив или поработав с учащимся, я не просто записываю протокол беседы, а даю оценку совершенного поступка, анализирую поведение, не боясь положительных прогнозов, которые часто не оправдываются. По моим наблюдениям, запись учителя в дневнике накладывает личное обязательство на ученика. Он знает, что я записываю в дневник и плохое, и хорошее. Часто мы вместе листаем дневник и анализируем поступки.

Помимо дневников я использую «лестничную методику», сущность которой заключается в наглядном изображении того, что ученика волнует как в положительном, так и в отрицательном плане. Учащийся может наглядно убедиться в соотношении положительных и отрицательных моментов в его жизни.

Хороший эффект дает листок оценки поведения учащегося. Сущность заключается в том, что ученик, учитель-предметник и классный руководитель ставят оценки за поведение на уроке и в классе. В конце недели анализируем, сравнивая оценку ученика и учителей. Очень довольны учащиеся, если оценки совпадают или оценка учителя выше. Положительный, но пока ситуативный, результат в работе дает использование «Социального договора». Вывод пока делать рано, так как использую его совсем недавно.

Учащиеся, входящие в «группу риска», как правило, обделены вниманием, поэтому им нравится такая форма работы с ними.

Самый сложный вопрос — это работа с родителями. Работа осуществляется за счет организации специальных семинаров, лекций, «круглых столов», индивидуальных консультаций. Собрание родителей в школе проводим по параллелям и общешкольные. Как правило, «неблагополучные» родители очень редко посещают школу; чаще приходится беседовать с родителями на дому, изучая характер неблагополучия, убеждая прекратить злоупотреблять алкоголем и найти работу, больше внимания уделять детям.

В этом направлении еще много нужно работать.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети