Приближение к цели. Преподование экономики в школе

 Плановое социалистическое хозяйство оказалось менее, чем рыночное, соответствующим эффективному развитию общества. Причиной необоснованных надежд на его ожидавшуюся более высокую эффективность явилось неверное толкование действительности и утопичность основных посыпок командной экономики. Не останавливаясь на всем перечне ошибок, укажем главную: недооценили рыночные отношения с позиций обеспечения ими самоорганизации и саморазвития общества. Оказалось, что никакой орган управления, никакой Госплан не в состоянии оценить, учесть и в полной мере принять во внимание непрерывно меняющийся спрос на те или иные виды товаров и услуг. Вообще, сбор и осознание такого рода информации оказывается невозможным для отдельно взятого ума или группы лиц, принимающих решение.
В командной экономике за время передачи данных по иерархическим ступеням управления и на доведение ре­шений с верхних этажей на нижние, а также на необходимую детализацию интегриро­ванных планов существенно меняются условия оптимизаци­онных задач. Это одна из не­гативных сторон командной экономики. Другая кроется в потере точности данных при их неизбежном агрегировании в процессе передачи на верх­ние этажи управления.
Жизнь оказывалась слож­нее, и то, что было задумано во благо, часто обращалось во вред. В результате этого социалистическо-коммунистическая система не выдержа­ла экзамена по основному параметру, выделяющему тот или иной общественно-эконо­мический порядок в истори­чески закономерную, естественным путем сложившуюся формацию. Она не обеспечи­ла рост производительности труда по сравнению с предщестующей. Создатели командной экономики ошиблись в главном: во-первых, не увидели, что рыночные отношения не ограничивают рост производительности труда, а во-вторых, что даже темпы роста производительности труда при рыночных отношениях не ограничены.
Товарно-рыночное хозяйство в свете современных научных обоснований не имеет себе равных в темпах развития экономики.
Из последнего автоматически следует отсутствие целесообразности отмены этих отношений, если в качестве цели развития общества ставить рост его материального обеспечения. И мы, россияне, вроде бы, должны идти по направлению восстановления товарно-рыночных отношений, По идее, они должны обеспечить самоорганизацию и интенсивное саморазвитие. И именно поэтому мы отказались от командной экономики. Однако организация в России хозяйствования по передовым об­разцам развитых зарубежных стран отнюдь не спасает человечество и нас в том числе от общепланетарных проблем цивилизации.
«Современное экономическое мышление одержимо неуправляемым ростом. Экономическая экспансия стала основной целью всех совре­менных сообществ, и любой рост национального валового продукта считается успехом. Идея о том, что явление роста может иметь патологический, нездоровый, разлагающий или разрушительный характер, для современного экономиста является бредовой и не под­лежащей рассмотрению», — отмечает Э.Ф. Шумахер «... Рост является важной характе­ристикой жизни, но все виды роста должны быть проанализированы. Что-то должно расти, а что-то уменьшаться». «Не надо обладать особой проницательностью, чтобы осознать, что бесконечный рост материального потребления невозможен в конечном мире».
В основе современных тех­нологий преобразования энергии и материалов с целью получения конечного продукта и услуг все еще лежит игнорирование опасности этих техно­логий для биосферы планеты и выживания человечества. Между тем «экология должна стать обязательным предметом для всех экономистов».
Человечество должно отка­заться от экономического и технологического мышления, не признающего самоограни­чивающих принципов, и дол­жно найти принципы самоор­ганизации, самоограничения и самоочищения, аналогичные тем, которые присущи при­родным системам. Разруши­тельность современного эко­номического подхода кроется в том, что стоимость природ­ных ресурсов до сих пор оп­ределяется только стоимостью трудоресурсов по их извлечены сохранения и восстановления ресурсов планеты в ус­ловиях рыночных отношений в стоимость природных ресурсов необходимо включать стоимость трудоресурсов по их ВОССТАНОВЛЕНИЮ. Для су­ществующих рыночных отно­шений такая перестройка яв­ляется искусственной. И она нереализуема без перестройки психологии общественного сознания. Необходимо изме­нение ценностной ориентации общественного развития: целеустановкой должно быть эколого-равновесное разви­тие.
Отмечая, что Россия с ее огромными слабозаселенны­ми территориями Сибири и Дальнего Востока находится в сфере мировых геополитичес­ких интересов, мы предвидим возрождение экономики на территории России, отдавая себе отчет, что в значитель­ной степени этот процесс бу­дет определяться внешними по отношению к России интере­сами развитых стран мира.
Внешнее влияние является многоплановым, но интегриру­ющая составляющая этого вли­яния в настоящий момент на­правлена на ослабление эко­номики России и выражается в сбросе сюда продукции про­мышленного и сельскохозяй­ственного производства по демпинговым ценам со всего мира. Косвенно этому про­цессу способствует даже так называемая гуманитарная по­мощь. Этим душится промыш­ленное и сельскохозяйствен­ное производство собственно России, поскольку вследствие отсталой технологии продук­ция России имеет высокую себестоимость и неконкурен­тоспособна с продукцией, сбрасываемой сюда из дру­гих стран мира.
Идет примитивное завоева­ние российского рынка ино­странными товаропроизводи­телями. Следующим возмож­ным этапом этого процесса будет усиление экономичес­кого влияния внешних по отно­шению к России капиталов, в интересах которых будет осу­ществляться специализация производства в России на до­бывающей и частично перера­батывающей промышленнос­ти и сельскохозяйственном производстве, ориентирован­ных на применение импортной техники и оборудования.
России по отношению к мировому сообществу пред­стоит сыграть роль спаситель­ного, ранее неприкосновенно­го запаса сырья и территорий, при разумном использовании способных отодвинуть кризис цивилизации и дать шанс на решение вопроса организации перехода от принципа непре­рывного роста производства продукций к хозяйствованию с условием сохранения оставшихся и восстановления утраченных ресурсов.
Давая отчет в неотврати­мости процесса усиления вли­яния в России иностранного ка­питала, следует найти и обозна­чить меры, которые хоть в какой-то степени помогли бы возрождению собственно россиян. При правильной стратегии руководства страны процесс может быть направ­лен таким образом, что эко­номическое положение соб­ственно россиян не будет ущемлено. Грамотная иннова­ционная деятельность может способствовать социальному возрождению россиян, воз­рождению и новому станов­лению их хозяйств различных форм собственности. В этой связи мы акцентируем внима­ние на первоочередных зада­чах россиян разумно распоря­диться имеющимися капиталами: такими, как земля, ее не­дра, научный и производствен­ный потенциал. Соответствен­но, в сферу обсуждаемых должны попадать вопросы зе­мельной реформы, культуры, образования, интеграции Рос­сии в мировую экономику и участия ее в экологизации тех­нологий.
В настоящий момент в свя­зи с высокой динамикой пе­реходного периода в нашей стране от командной экономи­ки к рыночной нет адекватно­го научного описания этих эко­номических процессов. Соот­ветственно, и любые програм­мы изучения экономики не вполне соответствуют сегод­няшним и завтрашним целям и задачам воспитания школьника.
Тем не менее в ряде про­грамм осуществлено лучшее по сравнению с другими при­ближение к достижению этих целей.
Длительный период во все усложняющейся науке шел процесс дробления общего на обособленные отделы, ученые специализировались на узких ее участках, замыкаясь в кру­гу отдельных отраслей, школ и направлений.
Однако, чем более исчер­пывающе формируется зна­ние внутри специализации, тем заметнее наличие непроработанных вопросов на перифе­рии, раскрыть которые можно лишь, выходя за рамки ранее сформировавшихся специали­заций. Непреложная истина заключается в том, что новое в развитии наук часто создается на пограничных областях, некогда разъединявших зна­ние. Математика сплетает ра­зобщенные ветви знания. Ки­бернетика входит в медицину. И так далее. Эти процессы служат объединению ранее не связанных, даже, казалось бы, антагонистических наук, зас­тавляют совмещать концепцию узкой специализации с движе­нием в сторону универсализ­ма. Современному ученому желательно ориентироваться в том, что делается на соседних участках науки. Нередко втор­жение на «чужую» территорию вызывает новый скачок знаний. И чем неожиданнее и, кажется, несопоставимее по­добное вторжение, тем боль­ше результатов мы вправе ожидать от этой обратной свя­зи в науке. Шедеврами универсализма, открывающими перспективы новых горизонтов знания являются физхимбиология, квантовая химия и ряд дру­гих «интегрированных» наук. Ученые как бы возвращаются к тому, уже позабытому уни­версализму прошлого, кото­рый щедро рождал Ломоно­совых и Леонардо да Винчи, у которых весь комплекс чело­веческих знаний неограничен­но распространялся на широ­кий спектр талантливо разрешаемых проблем. Таким об­разом развитие науки делает сегодня еще один спиральный виток своей эволюции, возвра­щая ученых к широчайшему охвату всего горизонта позна­ния. Этот процесс теснейшим образом интегрирует также технологию как науку и прак­тику преобразования энергии и материалов в конечный про­дукт и услуги, экономику как концентрированное выраже­ние технологии и информаци­онные технологии как техно­логии, обеспечивающие более качественное решение эконо­мико-технологических про­блем.
Вопросы экономики, вклю­ченные в ОО «Технология», представлены в книгах Симоненко В. Д. с соавторами по предметам «Основы домаш­ней экономики» и «Основы предпринимательства».
Книги Симоненко В. Д. четко формируют представление-школьника об экономике как концентрированном выраже­нии технологии. Аллегорически экономику можно предста­вить как кровеносную систему организма технологии, резуль­татом жизнедеятельности ко­торой является как множеством всех конечных продуктов и услуг, так и все побочные яв­ления в виде истощения ресур­сов и изменения экологической ситуации. Как кровеносная система может изучаться на упрощенных моделях, но полное понимание ее действия невозможно без понимания жизнедеятельности всего» организма, так и экономика во всей полноте может быть понята только через понимание жизнедеятельности технологии.
Также четко книги Симо­ненко В. Д. формируют пред­ставление о том, что темпы развития общества определя­ются инновационными процес­сами, ключевыми фигурами которых являются инноваторы (изобретатели и предприниматели).
Важной отличительной особенностью указанных книг является их инструментальность, благодаря которой развитые умения могут быть с успехом использованы для эффективной жизнедеятельности в экономическом обществе. 
Определенной целостностью, непротиворечивостью и полнотой описания некоторой модели экономики обладает программа С. Равичева и Т. Протасевича «Современная экономика». Эта программа, дописывает в основной свое части, по сути, идеализированную экономику свободной конкуренции.
Зарубежным идеологам скорейшее внедрение в созна­ние нашего народа идеи иде­альности свободных рыночных отношений выгодно, посколь­ку энергичное внедрение ино­странных предпринимателей в наше хозяйствование возмож­но только при достаточно высоком уровне безопасности их инвестиций в нашу экономику, а эта безопасность напрямую связана с уровнем симпатий или, наоборот, антипатий наро­да к рыночным отношениям.
Программа С. Равичева и Т. Протасевича рекомендована Министерством образования как программа преподавания перспективной для нашей страны (хотя и не нашей) экономики. Перспективность является спорной хотя бы потому, что наша экономика традици­онно сильно монополизирована и, по-видимому, такой и ос­танется на многие годы.
Тем не менее, упомянутая программа, и по нашему мнению, весьма, полезна школьнику. На наш взгляд, она полезна именно в силу своей простоты для понимания, которое может быть этапом для изучения действительной экономики на более высоких уровнях обучения.
Над написанием учебников и пособий для изучения российской экономики в настоящий момент работает много ав­торов. Ожидать хороших ре­зультатов этого процесса есть все основание
На сегодня вопросы эконо­мики как для преподавателя, так и для учащегося общеоб­разовательного учебного заве­дения целесообразно изучать по нижеследующей литерату­ре (хотя часть ее с очевиднос­тью еще требует адаптации к уровню средней школы).
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети