Проектирование содержания интегрированного учебного курса для студентов педагогических вузов (на примере курса «География Новосибирской области»)

География представляет собой комплексную учебную дисциплину, объединяющую знания о природе, населении и хозяйстве; она рассматривает окружающий мир как единую систему. Этим обусловлено широкое использование в ней предметных, межпредметных и метапредметных понятий. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сформулированы требования к подготовке обучающихся, в том числе и овладению ими межпредметными понятиями, на основе которых выстраивается целостная картина мира. Будущие учителя — студенты педагогических вузов — должны быть подготовлены к работе по выполнению заложенных в государственных документах требований, в том числе и к формированию у обучающихся межпредметных понятий и целостной картины мира. Для этого нужно обеспечить выстраивание единой картины мира на основе взаимосвязанных понятий у самих будущих учителей. Одним из способов такой подготовки является знакомство студентов с материалами учебных дисциплин интегрированного содержания. Однако методические подходы к проектированию содержания таких дисциплин остаются неотработанными. Цель — проектирование содержания интегрированного учебного курса (на примере курса «География Новосибирской области»). Конструктивная деятельность осуществлялась с использованием метода педагогического проектирования. В процессе конструирования выделено два этапа. На первом, предварительном, этапе установлены основные межпредметные понятия, на которых выстраивается содержание интегрированного курса и определена структура его программы. Сутью второго, основного, этапа является подбор и конструирование конкретного регионального материала в соответствии с программой. На нем производится: отбор дополнительных межпредметных понятий, раскрытие региональной специфики их содержания и причинно-следственных связей между ними на местном материале. Процесс построения содержания интегрированного курса характеризуется рядом затруднений, например, отсутствием образцов для подражания; необходимостью оперирования понятиями, традиционно используемыми в смежных учебных дисциплинах; размытостью «границ» межпредметных понятий; неизбежностью работы над формированием у обучающихся не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов при проведении интегрированного учебного курса; встречающейся у студентов подменой понятий и их существенных признаков. Вместе с тем обучающиеся в вузе с интересом воспринимают фрагменты создаваемого интегрированного курса.
Ключевые слова: межпредметные понятия, физическая и социально-экономическая география, рабочая программа, Новосибирское Приобье, «вертикальные» связи, факторы формирования, отрасли промышленности.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети