Стратегии профессионального развития педагогических работников школ: абрис российских и зарубежных практик

В статье представлены результаты исследования стратегий профессионального развития педагогических работников с целью выявления особенностей профессионального развития педагогов, демонстрирующих устойчивую положительную динамику обучающихся в международных исследованиях. Рассмотрены стратегии, модели профессионального развития педагогов зарубежных стран (Сингапур, Южная Корея, Гонконг (Китай), Финляндия, Латвия), а также ряда российских регионов (Москва, Омская область, Новосибирская область, Республика Татарстан и др). Анализ научно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, научных статей, представленных на конференциях различного уровня, осуществлялся с использованием метода апперципирования и дескриптивного метода. Использование метода апперципирования позволило дополнять ход исследования проблемы профессионального развития педагогов новыми сведениями о стратегиях профессионального развития, реализующихся в странах и регионах, обеспечивающих высокие образовательные результаты обучающихся. Дескриптивный метод работы с научной литературой позволил отбирать литературу, статьи на основе ключевых слов, «дескриптов» — опорных слов, словосочетаний. В качестве дескриптов в данном исследовании были использованы «профессиональное развитие педагогов», «стратегии профессионального развития педагогов», «модели профессионального развития педагогов», «модели повышения квалификации» и другие, связанные с темой исследования. В результате выявлены стратегии непрерывного профессионального развития педагогов, которые имеют как одинаковые стратегические направления, так и национальные и региональные особенности. Среди стратегий, которые нашли отражение практически во всех системах — это персонализированная стратегия, которая обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагога с учетом его профессионального стажа, опыта и тех профессиональных компетенций, которыми владеет педагог, его интересами, а также интересами и запросами образовательной организации, в которой он работает. Реализация этих стратегий осуществляется как через систему формального и неформального образования, так и через самообразование и саморазвитие педагогов.
Ключевые слова: стратегии профессионального развития; персонализированное обучение; индивидуальные образовательные маршруты; модульные программы обучения.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети