Российские вузовские учебники о битве под Москвой

Статья посвящена анализу вузовской учебной литературы по истории России, вышедшей в 21 веке. Предметом анализа являлись сюжеты, связанные с битвой под Москвой осенью-зимой 1941 года, 80-летие которой отмечается в этом году. Исследование проводилось по следующим позициям: 1) причины неудач на первом этапе Московской битвы; 2) причины успеха оборонительных и наступательных действий; 3) положение в Москве в октябре 1941 года; 4) значение битвы под Москвой. Авторы попытались соотнести результаты анализа учебных пособий со взглядами на данную проблему отечественных и зарубежных историков, для чего был произведен небольшой историографический экскурс. В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы: в учебниках очень мало внимания уделяется событиям российской военной истории, авторы учебников либо игнорируют битву под Москвой, либо ориентируются на устаревшие взгляды, избегая острых моментов и не давая объективной оценки событиям зимы-осени 1941 года. Особенное удивление вызывает факт появления в учебной литературе оценок созвучных консервативному направлению в зарубежной историографии и полное не учитывание достижений отечественных ученых.
Ключевые слова: учебники, историография, битва за Москву, военная история, операция «Тайфун», коренной перелом, плюрализм мнений, консерватизм и тенденциозность.
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети