Моделирование процесса развития естественнонаучной компетентности обучающихся на основе интеллектуальнопознавательной коммуникации

Актуальность развития системы естественнонаучного образования признана всеми странами-лидерами мировой экономики. Для обеспечения высоких темпов социально-экономического развития государству необходимо проведение фундаментальных естественнонаучных исследований как основы научно-технического прогресса. Соответственно, общество нуждается в специалистах, обладающих высоким уровнем развития естественнонаучной компетентности. Международные исследования в области естественнонаучного образования регулярно указывают на проблему, связанную с низким уровнем сформированности естественнонаучных компетенций у школьников среднего звена в России. Требуется поиск новых форм взаимодействия в учебном процессе как самих обучающихся между собой, так и обучающихся с учителями, которые предоставят возможность более эффективно развивать различные виды компетентности, в том числе и естественнонаучную, что и является целью данного исследования. В ходе исследования был решен ряд задач: критически проанализирована психологопедагогическая и методическая литература по вопросам коммуникации школьников, особенностям мышления современного поколения обучающихся, проблемам формирования ключевых компетентностей в современных реалиях; разработаны система заданий и модель организации интеллектуально-познавательной коммуникации, направленные на развитие естественнонаучной компетентности на этапе предпрофильного обучения. В статье описывается авторское представление о понятиях «естественнонаучная компетентность» и «интеллектуально-познавательная коммуникация» в контексте школьного обучения. Модель построения интеллектуально-познавательной коммуникации включает в себя поэтапное прохождение ступеней взаимодействия между обучающимися, а также обучающимися и информационным пространством. Приведен пример функционирования описанной модели при организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в ходе выполнения специального задания, направленного на развитие естественнонаучной компетентности. В заключении авторы подчеркивают, что при организации интеллектуально-познавательной коммуникации с использованием виртуальной среды целесообразно придерживаться описанной модели, учитывающей особенности современных школьников. Перспектива исследования заключается в установлении корреляции между применением описанной модели и успешностью процесса развития естественнонаучной компетентности на этапе профильного обучения в старших классах.
Ключевые слова: универсальная компетентность; информационное пространство; ступени взаимодействия; система заданий; информационная модель; субъект-субъектное взаимодействие; организационно-дидактические условия.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети