Исследовательский подход к обучению иностранному языку школьников

В статье актуализируются организационно-методические особенности исследовательской работы школьников в процессе изучения иностранного языка. Обосновывается актуальность исследовательского подхода для формирования у школьников исследовательских умений как универсального способа освоения действительности, приобретения личностного опыта познания, развития творчества в аспекте непрерывного oбразования в контексте современного информационного общества. Показано, что предмет «Иностранный язык» обладает большим потенциалом для становления и развития исследовательских умений у обучающихся. В основной части статьи представлены теоретические пояснения по ключевым аспектам исследовательской деятельности обучающихся. Дается определение исследовательскому подходу, выделяются виды исследовательской деятельности (учебно-исследовательская и научно-исследовательская), дефинируются понятия «проектная деятельность» и «исследовательское задание». В статье приводятся примеры учебно-исследовательской работы обучающихся по созданию проектов на уроках иностранного языка. Подчеркивается, что проект создает условия для самостоятельного поиска знаний обучающимися, приобретения важного для подрастающего человека опыта деятельности, навыков самоконтроля, формирования поисковой активности, любознательности, способности самостоятельно мыслить. Описаны отдельные исследовательские задания, применяемые в школьной практике обучения немецкому языку. Иллюстрируются примерами задания, направленные на наблюдение, проведение аналогии и анализа; рассмотрение явления с различных точек зрения; выявление главного и второстепенного; обобщение, постановку различных вопросов; построение высказывания на заданную тему и т. п. В заключении отмечается, что развитие творческой самостоятельности и познавательной активности обучающихся, стимулирование их исследовательской деятельности становятся характерными признаками современной образовательной ситуации. Также резюмируется значимость исследовательской деятельности для развития школьников.
Ключевые слова: исследовательский подход; исследовательская деятельность; исследовательские умения; развивающее обучение; урок иностранного языка; организационно-методические особенности.
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети