Соотношение теоретического и эмпирического в преподавании химии

Теоретические модели служат эффективным инструментом познания в науках о природе. Однако в педагогике, в методологии и методике преподавания естественных наук существует реальная опасность полной подмены изучения природы изучением моделей. Эта опасность не уменьшается, а нарастает с ходом развития науки в силу постепенного увеличения доли теории в общем объеме научных знаний и ее усложнения. В статье анализируются основные методологические ошибки в преподавании химии, связанные с соотношением теоретического и эмпирического в учебном материале. Это полное отождествление модели объекта или явления с реальностью; использование одних только теоретических моделей для описания природных объектов и явлений, без иллюстрации эмпирическими фактами; использование одних только эмпирических фактов для описания свойств и реакционной способности химических соединений. Теоретические модели в разделах химии должны изучаться именно как модели, а не как природные объекты или явления. Предлагается акцентировать внимание на предсказательных возможностях изучаемой модели, одновременно обсуждая неизбежные допущения и упрощения, сделанные при ее создании. Предлагается проводить сравнительный анализ предсказательной силы альтернативных моделей, если они имеются для одного и того же природного объекта или явления.

Ключевые слова: модели объектов, явлений, соотношение теоретического и эмпирического в преподавании, неорганическая химия, органическая химия.

Читать полностью

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети