Национальный идеал и национальная идентичность

В статье рассмотрены различные точки зрения на основу формирования идентичности и государственной идеологии. Показаны коренные отличия формирования гражданского общества в России и Европе в качестве предпосылки гражданской идентичности по господствующим в обществах формам собственности, права, организации труда и этики труда и богатства. Исходя из этого, сделан вывод о неприменимости гражданской идентичности в России в качестве основы, показано, что российская идентичность имеет сложносоставную структуру и незавершенность формирования. Указывается на односторонность рассмотрения глобализации в качестве ведущего фактора современной идентичности, на необходимость учета влияния процессов субглобализации, как важных факторов формирования национальной идентичности. В статье впервые рассматривается проблема соответствия национальной идентичности, национальной идеи и государственной идеологии России национальному или цивилизационному идеалу, понимаемому как общий закон развития культуры (локальной цивилизации). Показывается, что национальная идентичность повторяет триединую структуру национального идеала. Автором также впервые поставлен вопрос о том, что национальный идеал есть единая форма воплощения основных законов диалектики в культуре, о тройственной и четверной природе противоречий в культуре, тогда как в классической философии традиционно рассматривалась их двойственная природа. Автором предложены формулировки государственной идеологии и национальной идеи на основе национального идеала. Также рассмотрены противоречия духовного, политического и социального идеалов и показано их воздействие на бытие и идентичность нации.

Ключевые слова: национальная идентичность, национальный идеал, государственная идеология, гражданское общество, национальная идея, субглобализация.

Читать полностью

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети