Толерантность – основа совершенствования системы повышения квалификации учителей

Колонка главного редактора

Сейчас, как никогда ранее, стал очевиден тот факт, что будущее нашей страны полностью зависит от результатов деятельности системы образования, и в том числе системы общего образования. Общепринятым является и то обстоятельство, что эти результаты полностью зависят от учителя, его мастерства.

Когда Япония в конце Второй мировой войны была на краю пропасти и встал вопрос о возможности существования этого государства, она, собрав все свои ресурсы, направила их на образование и наукоёмкие технологии. Результат мы видим уже несколько десятилетий.

Всё ли мы сделали для того, чтобы учитель всегда был Учителем? Созданы ли условия для того, чтобы он рос как профессионал?

Сейчас многие говорят о том, что система повышения квалификации учителей несовершенна, серьёзно отстала от требований времени. При этом, конечно, имеется в виду деятельность институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования (или, как сейчас общепринято, учреждений дополнительного профессионального педагогического образования). С этим можно согласиться лишь частично.

Система дополнительного профессионального педагогического образования, получив мощный импульс своего развития в первой половине 80-х годов прошлого века после привлечения учёных, ориентированных на работу с учителями, с 90-х годов оказалась в состоянии «неопределённости».

Со стороны вузов и большинства чиновников стало традицией отношение к сотрудникам институтов повышения квалификации и в том числе к учёным как к «второсортным» кадрам, несмотря на то что многие из них имеют учёные степени и звания не ниже, а то и выше, чем у сотрудников вузов.

Этот нигилизм не даёт кардинальных предложений по улучшению системы повышения квалификации работников образования, выдвигается лишь идея «передать систему в другие руки». Нельзя не учитывать прошлый опыт. Уже осуществлялись попытки передать эту систему в распоряжение вузов (и неоднократно!), передовых школ, организовывать вечерние курсы при властных структурах в системе образования…

Безусловно, система дополнительного педагогического образования нуждается в многогранной профессиональной модернизации – от организационных форм до содержания и экономических оснований. Но важно понять: обучение учителей (как и других работников образования), имеющих практический опыт, носит весьма специфический характер и требует особого мастерства и эрудиции от тех, кто их обучает. Вместе с тем, необходимы неподдельная толерантность, глубокое уважение к тем, кто обучает учителей-практиков, так как учительское мастерство находится в их руках.

Настало время пересмотра статуса учреждений дополнительного педагогического образования. Они, являясь носителями идей андрагогики, должны стать региональными координаторами профессионального роста учителей.

В. Я. Синенко

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети