Ответить на комментарий

Компьютерные технологии в обучении иностранному языку

Библиографический обзор

Стремительное развитие компьютерных технологий в нашей стране отразилось в информатизации и компьютеризации образования. Компьютерные технологии смело входят во все школьные предметы, в том числе и в преподавание иностранного языка. Цель нашего обзора — показать, какие компьютерные технологии используют учителя на уроках иностранного языка. Изучив статьи по этой теме, мы узнали, что одна из распространенных форм — использование компьютерных обучающих программ.

Репина, Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе [Текст] / Е. В. Репина // Первое сентября: английский язык. — 2009. — № 6. — С. 5—8.

Автор статьи излагает опыт работы с учебными игровыми программами для учеников младших классов. Е. В. Репина проанализировала учебный материал 13 программ по видам речевой деятельности и в результате выбрала для работы третью часть курса «Правильный английский без скучных правил», которая предполагает систематическое изучение и тренировку лексики от простого к сложному. Программа позволяет работать с информацией в виде текста, звука и видеоизображения. В каждой теме курса ребенок играет в словарные игры, смотрит мультфильмы и озвучивает их героев, а также поет под караоке и записывает свои песни. В статье отмечается, что в программе можно выбирать язык помощников (русский или английский), т. е. выбирать уровень погружения в языковую среду. Е. В. Репина обращает особое внимание на то, что «разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность этой компьютерной программы вызывает огромный интерес у учащихся».

Такого же мнения автор следующей статьи:

Муковникова, Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка [Текст] / Е. В. Муковникова // Первое сентября: English. — 2008. — № 4. — С. 4—7.

На своих уроках Е. В. Муковникова использует несколько цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и в виде таблице рассматривает преимущества и недостатки каждого. Автор наблюдал, как «все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремились попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Также было отмечено необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета». Положительные моменты использования компьютерных обучающих программ — множество разнообразных стратегий обучения, модульность системы и возможность использования самостоятельно или совместно с учебником. Однако есть и отрицательные — процедура установки одних элементов занимает много времени, в других нет возможности добавления новых ресурсов, при работе с третьими требуется быстрая реакция при выполнении письменных диктантов и другое. Автор рассматривает формы и этапы работы с ЦОР, в заключении отмечается, что «полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми <…> применять индивидуальный подход, развивать лингвистические способности учащихся и объективно оценивать качество знаний каждого ребенка».

Наряду с компьютерными обучающими программами, на уроках иностранного языка учителя достаточно часто используют презентации (собственные и детские) в электронном виде.

Валеева, Н. С. Урок немецкого языка с использованием новых технологий (4-ый класс) [Текст] / Н. С. Валеева // Начальное образование. — 2009. — № 3. — С. 27—30.

Учитель немецкого языка делится опытом использования современных технологий обучения. Тема урока — «Звери». Один из моментов урока — представление детских проектов в электронном виде. В статье дан примерный перечень вопросов к слайдам презентаций (на немецком языке).

В следующей статье презентация рассматривается и как компонент урока и как вид урока (урок-презентация).

Агарева, И. И. Интегрированный урок-презентация (английский язык + окружающий мир) «Поговорим о динозаврах» [Электронный ресурс] / И. И. Агарева, Г. В. Чупрова — URL: http://festival.1september.ru/articles/contest-results.php#sb_10.

Идея проведения урока «Поговорим о динозаврах», возникла после экскурсии учащихся пятых классов в московский Палеонтологический музей имени Ю. А. Орлова. Экскурсия проводилась научным сотрудником музея на английском языке. Учителя иностранного языка И. И. Агарева и Г. В. Чупрова создали учебную презентацию на английском языке по теме «Поговорим о динозаврах». Авторы работы представляют поэтапно ход урока с комментариями к слайдам: что делают дети в момент просмотра очередного слайда, какие задачи ставит учитель и другие. В конце урока проходит показ презентации учеников о реально живших или выдуманных динозаврах. Эта работа была представлена на конкурсе «Презентация к уроку», на сайте «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”», где стала одной из работ-победителей.

Следующий вид использования компьютерных технологий на уроках иностранного языка — применение интерактивных досок:

Бабанина, С. В. Использование интерактивных информационных технологий при обучении французскому языку [Текст] / С. В. Бабанина // Иностранные языки в школе. — 2011. — № 1. — С. 37—41.

В начале статьи автор рассматривает некоторые технические возможности интерактивной доски. Например, при помощи таких функций, как «прожектор» и «затенение экрана» можно затенять и прятать информацию. Далее описаны особенности ее использования на уроках иностранного языка. В ходе ответа учащегося учитель может комментировать материал на интерактивной доске: выделять, подчеркивать важные участки и вносить исправления в текст посредством электронных маркеров.

Чтобы работа с интерактивной доской была эффективна в обучении иностранному языку, автором следующей статьи разработан алгоритм работы с ней:

Красножонова, Е. С. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе [Текст] / Е. С. Красножонова // Иностранные языки в школе. — 2011. — № 9. — С. 28—32.

Этот алгоритм состоит из восьми последовательно выполняемых действий, которые имеют универсальный характер, и они необходимы для использования интерактивной доски для любых целей обучения: грамматическим/лексическим навыкам или коммуникативным умениям.

По мнению автора, «взаимодействие с интерактивной доской больше походит на диалог с партнером, чем на ряд монологических высказываний». Кроме этого, отмечается, что «анимация, перемещение объектов <…> позволяет задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации».

Многие учителя иностранного языка (преподающие преимущественно в старшем звене) используют материалы с сайтов иностранных издательств.

Коновка, М. В. Использование интернет-ресурсов на уроке немецкого языка [Текст] / М. В. Коновка // Иностранные языки в школе. — 2010. — № 7. — С. 44—46.

Автор статьи предлагает пример использования материалов веб-сайта «Калейдоскоп» на уроке в девятом классе по учебнику «Немецкий. Контакты» (тема «Выпускные экзамены в Германии и России»). Сайт содержит большой объем информации для всех, кто хочет с помощью чтения аутентичных текстов узнать, что интересует немецкую молодежь. Кроме этого, учащиеся и учителя могут реагировать на материалы с помощью сообщений в форуме, таким образом, реализуются коммуникативные возможности (на немецком языке) посетителей сайта.

Учитель французского языка С. М. Кащук описывает свой опыт применения интернет-ресурсов:

Кащук, С. М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в старших классах [Текст] / С. М. Кащук // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 7. — С. 50—52.

В статье говорится о проведении урока по теме «Еда» в компьютерном классе. На занятии учащимся предоставляется возможность под руководством учителя не только пополнить свой лингвострановедческий багаж рецептами изысканной французской кухни, но и отправить на учебный франкофонный сайт рецепт кулинарного блюда, типичного для русской национальной кухни, а также познакомиться с рецептами, присланными школьниками разных стран, изучающими французский язык.

Еще одной интересной технологией нам представляется видеоконференция.

Головко, Е. А. Методика организации проведения видеоконференции при обучении иностранному языку (Часть 1) [Текст] / Е. А. Головко // Иностранные языки в школе. — 2010. — № 10. — С. 54—59.

В первой части статьи автор перечисляет случаи, при которых целесообразно проводить видеоконференцию, описывает типы видеоконференций, зависящие от количества участников, форматы их проведения и определяет возможность лингводидактического потенциала видеоконференции.

Во второй части статьи автор поэтапно рассматривает три части видеоконференции: вводную, основную и заключительную.

Головко, Е. А. Методика организации проведения видеоконференции при обучении иностранному языку (Часть 2) [Текст] / Е. А. Головко // Иностранные языки в школе. — 2011. — № 12. — С. 62—68.

Особое внимание уделяется требованиям к коммуникативным заданиям, которые «должны обеспечить не только действие, но и взаимодействие». В таблице приведены виды и примеры заданий для проведения видеоконференции при обучении иностранному языку (в режиме реального времени и с отсроченным доступом).

В итоге, сегодня на уроках иностранного языка используются такие компьютерные технологии, как обучающие программы, мультимедийные диски, электронные презентации, видеоролики, аудиоматериалы, ресурсы сети Интернет, интерактивные доски, видеоконференции. Можно надеяться, что и далее учителя будут анализировать достоинства и недостатки новых технологий.

Обзор подготовила ведущий библиотекарь
библиотеки НИПКиПРО
Т. Н. Литвинова

Ответить

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети