Ответить на комментарий

Финансовая политика образовательных учреждений в современных условиях

Kamenshchikova L., Gorlanova E. The financial policy of educational institutions in modern conditions
При рассмотрении рыночной модели функционирования экономики, экономика образования представляет собой совокупность отношений, складывающихся между участниками образовательного процесса и экономическими партнерами школы по поводу формирования и использования ограниченных ресурсов в процессе производства и реализации образовательных услуг.
Вопросы управления финансовыми ресурсами, представляющими собой денежные средства, формируемые учреждениями и организациями, в результате экономической деятельности приобретают особое значение в условиях развития рыночных отношений и расширения хозяйственной самостоятельности школ. В этом случае финансы образования представляют собой самостоятельную систему денежных отношений между участниками образовательного процесса и экономическими партнерами школы по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных средств, необходимых школе для выполнения возложенных на неё функций. Эти отношения должны быть нацелены на достижение лучших результатов с наименьшими затратами. В целях повышения эффективности любой деятельности образовательного учреждения, необходимо соотносить избранные цели развития школы с её финансовыми возможностями.
Эффективное функционирование школы, конечно, зависит от наличия ресурсов для обеспечения образовательного процесса, но не менее важным является эффективность их использования.
Порядок использования ресурсов напрямую связан с финансово-хозяйственным механизмом управления школой, со степенью ее хозяйственной самостоятельности, с компетентностью руководителей в области принятия управленческих решений. Способы использования ресурсов и выбор эффективного варианта для решения поставленных перед школой задач и является областью экономических знаний.
Такой подход к управлению способствует развитию экономической инициативы образовательных учреждений при принятии ими управленческих решений и расширяет круг субъектов, заинтересованных в повышении качества образовательных услуг. Таким образом, управление финансово-экономической деятельностью школы является важнейшей составляющей общего управления как процесса сознательного воздействия директора на внутреннюю среду (работники школы, учащиеся и другие), на внешнюю среду (родители, социальные и экономические партнеры и другие), направленного на реализацию предназначения школы.
Для успешной реализации миссии школы руководитель образовательного учреждения должен понимать процессы, происходящие в дальней внешней среде функционирования школы. Именно они способны оказывать непосредственное влияние на формирование новых экономических отношений на уровне школы:
- перераспределение ответственности за финансирование школы между уровнями государственного, регионального и муниципального управления; уменьшаются риски снижения финансирования школы;
- «расширение» экономической самостоятельности школы, в перспективе -- расширение разнообразия организационно-правовых форм для школы; возрастание рисков роста неопределенности и нестабильности деятельности школы;
- отсутствие государственного закрепления основных параметров развития общего образования (продолжительность обучения, образовательные стандарты, государственные формы контроля результатов -- ЕГЭ, подушевое финансирование, нормативы деятельности, в том числе порядок формирования системы оплаты труда -- находятся в стадии экспериментальной разработки); возрастание рисков роста неустойчивости деятельности школы из-за изменяющихся управленческих воздействий со стороны государства;
- усиление государственного контроля финансовых потоков на уровне школы (казначейская система исполнения бюджета); возрастание рисков снижения мобильности в управлении ресурсами.
Большое значение имеет понимание руководителем изменений в ближней внешней среде образовательного учреждения, ее сильных и слабых сторон:
- рост мотивированности родителей в получении качественного образования детьми; рост давления на школу со стороны родителей; нарастание рисков роста дифференциации школ по качеству образования в условиях смешанного финансирования;
- рост конкуренции в городе и сохранение монополии школ в сельской местности; рост рисков снижения эффективности и доступности качественного образования;
- рост заинтересованности общественных организаций и бизнеса в развитии школы как субъекта, влияющего на формирование толерантного социального поведения будущих членов общества (снижение агрессивности, преступности, наркомании, алкоголизма, беспризорности и другого среди молодёжи).
Таким образом, современное состояние экономических отношений, складывающихся вокруг школы, можно рассматривать как переходное, требующее от директора наращивания компетенций в двух взаимосвязанных направлениям деятельности: 1) в экономике, 2) в финансах. Формирование профессиональной компетентности в этой области осуществляется более эффективно, если образовательное учреждение встраивается в систему новых экономических отношений на основе выбора и закрепления:
- организационно-правовой формы образовательного учреждения;
- структурно-содержательной модели, определяющей универсальность или профильность образовательной деятельности;
- стратегических партнеров во внешней среде;
- организационно-правовых аспектов финансовой деятельности школы;
- методов и модели финансирования школы;
- процедур и правил взаимодействия школы с финансовыми институтами (финансирование, учёт, контроль, налогообложение);
- технологий и методик финансового планирования и анализа.
В новых условиях хозяйствования организационно-экономические функции директора школы корректируются, видоизменяются, развиваются. Они направлены на решение множества вопросов, которые охватывают разные аспекты финансово-экономических отношений, складывающихся по поводу привлечения и использования ресурсов, в том числе финансовых: финансово-экономическое прогнозирование, финансово-экономическое планирование, финансово-экономическое регулирование, координация действий различных субъектов управления финансами, стимулирование, финансовый контроль.
В реализации названных управленческих функций повышается степень самостоятельности образовательных учреждений при формировании и исполнении смет доходов и расходов.
В основе формирования финансово-хозяйственного механизма функционирования школы лежит выбор модели ее финансирования.
 
Сложности в формировании модели финансового обеспечения различных видов учреждений общего образования
 
Формирование и исполнение бюджета любого государства осуществляется в соответствии с бюджетной политикой. Идеи, цели, задачи последней, методы и формы её практической реализации проявляются через параметры расходов бюджета и построение межбюджетных отношений.
Регулирующая функция бюджета проявляется в том, что бюджет является универсальным механизмом участия государства в финансировании расходов, оплата которых индивидуально каждым пользователем с позиций совокупных интересов общества невозможна или нерациональна.
Направления расходования средств бюджета определяют его функциональную структуру и отражаются в статьях бюджетной классификации. Применяемая в российском законодательстве функциональная структура бюджета позволяет иллюстрировать перечень всех функций государства, которые обусловлены решением внутренних и внешних проблем развития страны (финансирование социальных отраслей, науки, национальной обороны, обслуживание государственного долга и тому подобное). Это дает возможность в систематизированном виде отражать приоритетность направлений расходования бюджетных средств и оценивать действенность процесса государственного регулирования на всех уровнях бюджетной системы. Таким образом, бюджет как инструмент управления позволяет государству регулировать объемы и направления расходования бюджетных средств, ориентируясь на текущее состояние той или иной проблемы, а удельный вес государственных расходов и источников их покрытия свидетельствует о действительной её приоритетности. В плоскости бюджетной политики лежит также регулирование темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферы, включая образование, как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.
Приоритетной задачей государства в сфере образования является обеспечение равной доступности образования для всех граждан страны. Это обусловливает появление бюджетных обязательств по его финансированию в части государственных социальных гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Важную роль при финансовом обеспечении школ играет законодательное разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы. Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании образовательных услуг зависит от целого ряда факторов: от государственного устройства и общей системы государственного управления, законодательного распределения ответственности за виды расходов, сложившихся традиций и так далее.
Одной из причин имеющегося перекоса в финансировании образования является постоянное запаздывание в развитии хозяйственно-финансовой самостоятельности образовательных учреждений по отношению к развитию рыночной среды для производства и продвижения образовательных услуг.
Разнообразие потребностей субъектов, заинтересованных в развитии образования на всех его уровнях, требует разработки новых хозяйственных механизмов управления школой, обеспечивающих ей гибкое реагирование на изменение структуры этих интересов и позволяющих создать условия для эффективного их удовлетворения.
Школа становится ядром в системе меняющихся экономических отношений, что обусловливает объективную необходимость проведения изменений самой школы. Из агента, в абсолюте представляющего интересы государства, школа становится самостоятельным рыночным субъектом, эффективность функционирования которого зависит от степени соответствия предлагаемых школой образовательных услуг сложившемуся спросу.
В этих условиях государство становится таким же потребителем, предъявляющим спрос на образовательные услуги, как и семья, общественные организации, бизнес-структуры. При данной схеме рыночных отношений становится эффективной система многоканального привлечения финансовых средств или модель смешанного финансирования школы.
Изменение роли и места школы в системе экономических отношений наряду с другими предполагает решение следующих проблем:
- расширение хозяйственной самостоятельности школы;
- введение новых организационно-правовых форм функционирования образовательного учреждения;
- реорганизацию системы управления школой;
- развитие общего менеджмента, направленное на формирование условий устойчивого функционирования школы в меняющихся условиях внешней среды.
Сохранение государственных гарантий прав граждан на образование должно быть подтверждено гарантированным финансовым обеспечением потребностей образовательных учреждений в объемах, соответствующих требованиям развития постиндустриального общества, основу которого составляют интеллектуальные инновации.
 
Каменщикова Л. А. кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления образовательными учреждениями, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Горланова Е. В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными учреждениями, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Ответить

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети