Ответить на комментарий

Дидактика в профессионализме учителя

Колонка главного редактора

Дидактика как ведущая отрасль педагогики включает в себя теорию образования и обучения, теорию, которая объясняет закономерности усвоения знаний и навыков (и формирования на этой основе компетентностей), определяет стандарты образования, совершенствует технологии обучения, обеспечивает разработку концепций воспитывающего воздействия учебного процесса на учащихся. К сожалению, при подготовке педагогов дидактику незаслуженно отодвигают на задний план.

Оказывается, теперь можно учить и воспитывать детей, не обучаясь в педагогическом учебном заведении и не зная о существовании дидактики. Может, это следствие того, что в педвузах большая часть учебного времени отводится изучению наук, являющихся основой курсов школьных предметов, а педагогические науки занимают второстепенное место? Но в таком случае для школы более привлекательно могут выглядеть те вузы, в которых научно-предметные области представлены мощнее, но педагогическая составляющая отсутствует вообще.

Планируя реорганизацию педагогического образования, следует идти не по пути слияния педвузов с классическими университетами, а, наоборот, сделать так, чтобы педагогическая, дидактическая составляющие в обучении студентов педвузов стали ведущими. Уровень подготовки по научно-предметным дисциплинам не снизится, если оптимизировать их содержание и взаимосвязь между ними.

С другой стороны, анализ деятельности учреждений дополнительного педагогического образования показывает, что нередко курсы повышения квалификации учителей затрагивают мелкие темы, не дающие масштабного видения проблем обучения. Это проще и заманчивей для учителей, но и губительно для их профессионального роста.

Значительный прорыв в профессиональной подготовке учителей может произойти только в том случае, если в педвузах на высоком уровне будут преподаваться психолого-педагогическая и дидактическая науки, а в центре внимания системы повышения квалификации окажутся современные глобальные направления развития этих наук. Других путей не существует.

В. Я. Синенко

Ответить

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети